интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
12 .. 14
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 60.00
  • 66.80
спецпроект
Летофест

14 строчек Херцога

 

 

Классик игрового и документального кинематографа Вернер Херцог выступил в Петербурге с мастер-классом для начинающих режиссеров. Выдержки из наставлений мэтра приводит «Понедельник».

Текст: Андрей Гореликов

 

  • Я ненавижу киношколы. Пройдите пешком от Петербурга до Парижа и получите больше, чем могла бы дать киношкола за три года.
  • Я всегда сам писал сценарии своих фильмов, за парой исключений. Нужно научиться быть хорошим рассказчиком. Если у вас есть дети, попробуйте тренироваться, рассказывая им сказки.
  • Сценарий можно написать всего за несколько дней. «Агирре, гнев божий» я создал за неделю, после того как наугад открыл книгу в гостях и прочитал где-то четырнадцать строчек об этом конкистадоре. Конечно, вы должны быть достаточно удачливы, чтобы найти свои четырнадцать строчек.

  • Если уж вы в киношколе, берите от нее, все что можете. У вас есть доступ к камерам, звуковому оборудованию — отлично. Находите друзей, собирайте команду. Когда вы покинете учебное заведение, жизнь окажется нелегкой, а деньги сделают все только хуже.
  • Прежде всего, когда ищете команду, ищите среди сверстников. Ищите тех, с тем можно работать годами. Не гонитесь за лучшими друзьями на съемочной площадке, за теми, кто всегда будет говорить «да». Вам нужна сильная «оппозиция». Но все противоречия нужно разрешать как можно быстрее.
  • Когда я начинал снимать, у молодых режиссеров, как правило, были проблемы со звуком. Поэтому я изучил звукорежиссуру досконально. Изучите, как работает оператор, осветитель, чтобы в любой момент могли бы поработать за них. Чем больше вы знаете мир кинопроизводства со всех сторон, тем лучше, в киношколе вам этого не расскажут.
  • Техническую сторону кинопроизводства можно освоить за неделю. Сделать фильм можно на коленках, на ноутбуке. Если у вас есть больше тысячи долларов, снимайте художественный фильм, если меньше — снимайте документальный. С сегодняшними технологиями больше не осталось никаких оправданий. Вы должны с самого начала развивать собственные проекты.
  • Я всегда говорю: «Делайте возможное». В Боливии мы как-то задержали съемки из-за смерти отца ведущей актрисы, у нас осталось достаточно мало дней. Для создания одной из сцен оператор предложил вырыть в земле яму и поставить туда камеру, чтобы снимать снизу. Я не разрешил — копание ямы заняло бы три часа, за которые можно снять тридцать минут фильма. Понадобилось найти более быстрый, но не менее действенный метод. Нужно обладать хорошим воображением, чтобы преодолевать технические препятствия.
  • Работая в экстремальных условиях, никогда не скрывайте рисков ни от одного человека в команде. Мы снимали извержение вулкана, незаконно пересекли границу, попав в эвакуированную зону, и я сказал, что отправлюсь к самому жерлу. Со мной были два оператора. Один сразу вызвался ехать, другой долго протирал очки, попросил остановить машину, сходил в туалет. Потом спросил: «Что будет, если начнется извержение, когда мы там?» Я ответил, что от нас останется только пыль. Тогда он сказал: «Хорошо, я поеду». Иногда человеку просто надо подумать.

  • Снимая документальный фильм, я переполнен энтузиазмом, жаждой узнать больше о людях, которых снимают, и они это чувствуют. Не обязательно сильно любить тех, кого снимаете, но нужно их глубоко уважать. Без этого люди не раскроют свои качества, и вы будете для них как бы за стеклянной стеной.
  • Нужно понимать, что настоящие документальные фильмы — это не журналистика. Кто-то сказал, что искусство есть поиск истины, и чтобы найти ее, надо копать как можно глубже. Проблема большинства режиссеров, да и журналистов, в том, что они полагают, будто скопление фактов открывает истину. Это не так. Скопление фактов лишь демонстрирует, что считается нормой.
  • Когда кто-то говорит мне, что потратил 60 часов съемки на шесть часов фильма, у меня сердце разрывается. Это значит, люди не имели понятия, чего хотят.
  • Не более чем через девятнадцать минут с начала съемочного дня, я включаю камеру, и мне все равно, насколько актеры и остальные чувствуют себя «готовыми».
  • Не обязательно быть диктатором на съемочной площадке. У меня есть всего несколько правил, чтобы создать на рабочем месте культурную атмосферу. Одно из них: если хочешь позвонить по сотовому, звони, но только сперва отойди на сто метров. Не могу видеть, как на голливудских съемках на площадке кружит по двести человек и все болтают по сотовому.
  • Раскадровки — для трусов. Они вам нужны только в случае, если вы создаете фильм со спецэффектами.
  • Сегодня режиссеры часто перекладывают решение возникших по ходу съемок проблем на монтажеров. Не делайте этого! Монтаж не может исправить, скажем, плохую игру. Вы должны уметь принимать решения.

  • Я смотрю очень мало фильмов, но очень много читаю. Думаю, режиссеру лучше читать на двух-трех языках. При этом я ни разу не открывал книг о том, как делать кино. Зато, собираясь писать сценарий, я читаю стихи: они учат ритму, развертыванию истории.
  • Не думаю, что в создании кино есть какой-то особый смысл. Просто коровы на лугу не могут рассказывать истории, а мы можем, и лучше бы нам делать это хорошо.
  • Никогда не отрывайтесь от своей культуры, от своих корней. Когда говорят, что я снял, например, латиноамериканский фильм, я всегда протестую: это снято в Боливии на английском языке, но это баварский фильм. Вам, русским, очень повезло иметь такую культуру. Даже если вы будете жить и снимать в Новой Зеландии, оставайтесь русскими.
Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Свежие статьи

Исследуя себя

Исследуя себя

У тебя проблемы? Сними про них кино! Даже если не найдешь ответов, будет весело!

22 июня 2017 0 11
Что у нас под кожей

Что у нас под кожей

Онлайн-ресурсы для изучения анатомии

22 июня 2017 0 32
Роман на производстве

Роман на производстве

Хотите построить эффективную компанию? Вдохновляйтесь производственными романами

22 июня 2017 0 21