интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
-3 .. -5
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 56.08
  • 60.85
спецпроект
Право имею

Бизнес вокруг концертов

 

В Петербург благодаря компании «Светлая музыка» приезжало уже более пяти сотен артистов из 25 стран мира, включая таких звезд, как Chemical Brothers, The White Stripes, PJ Harvey, Massive Attack. На вопрос, почему сейчас привозить знаменитых певцов и музыкантов становится рискованно и кому рисковать все же стоит, «Понедельнику» ответил Илья Бортнюк, генеральный директор компании.

Текст: Светлана Хаматова

 

— Вы долго шли к «Светлой музыке»?

— Я занимаюсь музыкой уже 25 лет, с 1990 года. Попробовал себя в разных амплуа: был и музыкальным журналистом, и менеджером в самом первом в Петербурге музыкальном клубе, после по предложению Олега Тинькова сделал небольшой лейбл «Шок Рекордс», затем я работал в крупной компании «Гала Рекордз» в Москве, которая сотрудничает с по-настоящему крупными артистами. В 2000 году решил создать свою компанию, в первую очередь, чтобы делать концерты, в 2002-м мы провели фестиваль Stereoleto и с тех пор каждый год делаем его. Это была, конечно, авантюра...

 

 

— Авантюра?

— Как и любое дело, связанное с шоу-бизнесом. Стартового капитала у меня не было, взял у кого-то в долг тысячу долларов. Начинал с маленьких мероприятий, сам встречал артистов в аэропорту, возил на своей машине, кое-кто даже останавливался в моей квартире. Сейчас я этой рутины не касаюсь, хотя по-прежнему приходится обращаться за финансами к знакомым, потому что банки не дают нам кредитов.

Мы считаемся ненадежными партнерами, поскольку организация концертов и фестивалей для них — это не бизнес. Мы показываем подписанные договоры, контракты со спонсорами, подтверждаем рентабельность документами, но денег все равно не можем получить. Хлебопекарня для них понятна и надежна, а концерт — нет.

 

 

— Это из-за стереотипов о капризных артистах, которые могут в любой момент отменить выступление?

— Не думаю, просто не понимают. С капризными артистами я вообще не сталкивался. Ну, бывает, в райдере указано какое-то особенное шампанское, которое сложно найти, но сейчас, по-моему, все можно достать. Даже у Мадонны и Элтона Джона, насколько я знаю, в райдерах какие-то вменяемые, выполнимые условия.

 

 

— А какую музыку вы считаете «светлой»? Как отбираете артистов?

— Мы имеем дело с той музыкой, которая мне нравится, которую я считаю интересной, актуальной, важной с точки зрения художественной ценности. При этом мы должны зарабатывать деньги. Всегда приходится находить компромисс между собственным вкусом, просто хорошим вкусом (хотя я считаю, что у меня хороший вкус!) и востребованностью артиста.

К сожалению, в России это сложная задача, а сейчас ситуация еще больше ухудшилась. Если в начале 2000-х все артисты, которых мы привозили, были новыми, яркими, интересными, была, в общем-то, возможность их привозить, на их концерты приходили люди и стоили эти артисты относительно недорого, то теперь зрители посещают концерты либо тех, кого хорошо и давно знают, либо могут заинтересоваться чем-то сиюминутным, что возникло как мем. Новая музыка особо никому не нужна. То есть нужна, но не в таких объемах, чтобы можно было говорить о бизнесе. На хорошие новые группы не приходит «хорошее» количество людей, соразмерное стоимости этих артистов. Как обычно бывает: привозится артист, проходит концерт, обычно очень хороший, все довольны, потом считаются деньги, вырученные за билеты, и все оказывается не так хорошо... Потому что, как выясняется, билетов продано меньше, чем ожидалось.

Стоимость артистов уже давно неадекватна их востребованности в России. Вот клубы еще могут зарабатывать, поскольку у них есть бар, постоянные спонсоры. Поэтому мы и сосредоточены на фестивале. На него, благодаря бюджету от спонсоров и помощи города, мы можем себе позволить привозить артистов, которых вообще никто не знает.

 

 

— Это кризис так сказался, что теперь концерты стали невыгодным делом?

— На концертный и фестивальный бизнес влияют и экономическая, и политическая ситуация, и то, как меняются вкусы, буквально все! Результаты таковы, что по сравнению с прошлым годом на 25–30% уменьшилось количество людей, которые ходят куда бы то ни было, на 30–40% увеличился бюджет, необходимый для того, чтобы привезти иностранного артиста в Россию, — ведь все расчеты в евро, вот и считайте. А рентабельность концерта не 100% и не 200%, а где-то 15–20% в среднем.

Что же касается политической ситуации, то в прошлом году еще были отказы приезжать в нашу страну со стороны иностранных артистов. Достаточно много. В этом же году пока нет, и, надеюсь, не будет. Но, как я уже сказал, на концертах мы и не зарабатываем, скорее на событиях и всевозможных вещах вокруг них.

Мы сейчас работаем, например, с администрацией Василеостровского района, организовываем несколько мероприятий, с некоторыми крупными торговыми центрами проводим hand-made-ярмарку. В прошлом году мы организовали проект Cultural Kitchen — мероприятие для профессионалов креативных индустрий из Петербурга и Финляндии. Мероприятия, связанные с едой, для нас не в новинку, мы уже давно стали делать на Stereoleto то, что сейчас все делают: зоны, где представлена продукция кафе и ресторанов.

Сейчас планируем Stereofood — фестиваль интересной уличной еды внутри фестиваля Stereoleto.

 

 

 

— Расскажите про работу по очистке прав, насколько это востребовано?

— Очень! Специалистов такого рода в Питере просто нет, а ни один канал или радиостанция не возьмут рекламный ролик, если не будут предоставлены все документы, подтверждающие права на музыку и прочее. Конечно, с договорами работают юристы, но для начала нужно решить несколько сложных задач: найти правообладателя, переговорить с ним, прийти к соглашению, а если нет, то найти альтернативный вариант.

Музыкальный опыт работы в крупной record-компании мне в этом очень помогает: в течение часа я могу узнать по своим каналам, кому принадлежит право на ту или иную композицию. А это немаловажно! Например, музыкальную композицию для рекламы лимонада мы очищали несколько месяцев, поскольку один правообладатель находился в Мексике, другой — в США, третий еще где-то (чаще всего ведь правообладателями являются компании, которым автор передает права на свою музыку в управление).

Многие не задумываются о такой работе, потому что видят только лицевую сторону музыкального бизнеса, поэтому уже несколько лет действует наша школа музыкального менеджмента. Среди тех, кто ее прошел, есть как и профессионалы, которым не хватает знаний, так и просто заинтересованные профессией люди, которые хотят узнать о ней больше, так и родители юных артистов. Кстати, сейчас мы набираем новый курс «Менеджмент артиста», очень интересный и полезный, за 12 занятий мы достаточно подробно и внятно рассказываем о музыкальном бизнесе.

Так что «Светлая музыка» занимается еще и образованием, а начиналось все с концертов. Никогда не знаешь, куда приведет тебя музыка!

 

 

 

В заключение Илья Бортнюк ответил на три коротких вопроса.

— Концерт какого артиста вы мечтаете организовать?

— Из тех, что мне интересны, практически все у нас уже были или же это нереально. Впрочем, Бьорк — да, я могу себе представить, что мы сделаем ее концерт. 

 

— Как попасть на Stereoleto в качестве участника?

— Понравиться своим музыкальным творчеством. Других вариантов нет. Мне практически каждый день пишут по поводу участия. Но умаслить чем-то меня нельзя. Не деньги же предлагать.

Не существует такой суммы, чтобы я на это согласился, да и слышно и видно будет, если какая-то группа попадет за деньги.

 

— Стоит идти в музыкальный бизнес?

— Чтоб зарабатывать деньги — не советую. Доходы здесь несопоставимы с тем, чего вы добьетесь, занимаясь ритейлом, продажей недвижимости или работая в «Газпроме», например. Этим бизнесом стоит заниматься, если он тебе очень нравится. Но если очень хочется, то надо попробовать, посмотреть, прикинуть, причем не когда-нибудь, а прямо сейчас!

Вот мне, например, до сих пор это не надоело, и по-прежнему есть драйв. Как только его не будет, сразу же перестану этим заниматься!

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Ещё по теме:

Все краски лета в одном городе

Все краски лета в одном городе

Какие фестивали стоит посетить в Петербурге в августе

7 августа 2015 0 369
Концентрат концертов

Концентрат концертов

Организатор мероприятий Татьяна Пантелеева о заброшенных зданиях и мурашках после очередного проекта

16 октября 2015 3 656
Искусство в бумаге

Искусство в бумаге

Фоторепортаж с благотворительного фестиваля «Бумократия»

25 октября 2015 0 221

Свежие статьи

Да нет, наверное

Да нет, наверное

Психолог Ирина Флотская о науке отказывать без чувства вины и испорченных отношений

24 апреля 2017 0 88
Право имею!

Право имею!

Почему люди относятся к законам небрежно и где современная молодежь проводит для себя границу между «можно» и «нельзя»

23 апреля 2017 0 25
Лайкни Малевича, репостни Айвазовского

Лайкни Малевича, репостни Айвазовского

Что такое хороший музейный Instagram и как культурные пространства превращают виртуальных подписчиков в реальных гостей?

22 апреля 2017 0 172