интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
-3 .. -5
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 56.08
  • 60.85
спецпроект
Право имею

Частный музей: бизнес или культурный проект?

 

Все мы в детстве собирали машинки, марки, значки. Возможно, у кого-то до сих пор в шкафу пылится прекрасная коллекция. А вы никогда не задумывались о том, что она может приносить доход?

Текст: Виталий Соколов

 

Начиная с 90-х годов, в России открылось множество частных музеев. Некоторые из них вполне конкурируют с официальными по уникальности экспонатов. Мы решили выяснить, что необходимо для запуска подобного проекта и способен ли частный музей принести прибыль своим создателям?

Коллекцию создали художники

В «Петербургском музее кукол» трудится 20 человек. Около 60 художников работает в мастерской. Также есть магазин, где продаются куклы. Две третьих выручки приносит мастерская, остальная часть дохода приходится на магазин и музей. Называть конкретную сумму директор Галина Варенюк отказалась, но отметила, что проект содержит себя сам.


— Мы одними из первых в стране открыли частный музей, — сказала собеседница. — До этого уже действовала мастерская, где мы делали сувениры. В итоге набралось огромное количество работ, и друзья — художники убедили меня, что пора создавать экспозицию.

 


В трудные 90-е годы художники выходили со своими изделиями в Екатерининский сад, пытаясь заработать. Среди них Галина Николаевна нашла единомышленников. Вместе они решили делать потешных кукол. Постепенно коллекция росла, и сегодня музей насчитывает более 40 000 экспонатов.


— На волне демократических свобод в 90-е годы по всей России открылось множество частных музеев, — говорит Галина Варенюк. — Так, в Петербурге появился «Музей водки», а затем «Музей шоколада». Конечно, они пользуются успехом у горожан и приезжих, но это скорее коммерческие фирмы. Считаю, что без образовательной составляющей в нашем деле обойтись нельзя, потому что музейщик — это миссия.

 



Сейчас в эту сферу приходят 30-35-летние предприниматели, у которых с детства остались увлечения. Так, недавно в Петербурге молодой коллекционер открыл музей конструктора «Лего».

 

Без маркетинга не обойтись

Чтобы запустить подобный стартап, необходимо выполнить несколько задач. Во-первых, понадобятся интересные экспонаты. Но одну коллекцию нельзя показывать постоянно, ее нужно обновлять и устраивать выставки. Желательно иметь дополнительные коммерческие проекты, которые будут страховать музей, дополнять его. Сюда можно отнести мастерскую, магазин, гостиницу.

Также придется подумать и о маркетинге. Например, в 2013 году после ряда громких ДТП правительство ужесточило правила перевозки школьников. Это резко сократило количество приезжающих в Петербург туристических групп и отразилось на прибыли Музея кукол. В итоге дирекции пришлось взять на работу PR-менеджера, который занимается сайтом музея, ведет группу в социальной сети, проводит конкурсы, привлекает родителей и учителей Петербурга для сотрудничества. Налажены партнерские отношения с рядом театром и музеев, где распространяются листовки. В итоге удалось компенсировать материальные потери.

К сожалению, до сих пор не принят закон об особом юридическом статусе для частных музеев. Существует лишь форма государственно-частного партнерства. В этом случае правительство помогает предпринимателю в приобретении помещения, субсидирует затраты на коммунальные платежи. Но зарегистрировать свою организацию в таком виде удается далеко не всем. Многие частные музеи оформлены как торговые компании со всеми вытекающими: налогами и высокой арендной платой.

 

 

Бизнес и просветительство совместны?

В 2009 году петербургские предпринимательницы Оксана Орлова, Екатерина Пустошная и Екатерина Андреевская открыли первый в городе интерактивный музей-театр «Сказкин Дом». Через год стартап признали успешным, и было принято решение создать музея «ЛабиринтУм». Позднее проектом заинтересовались инвесторы — представители торговой сети «Лента» Алексей Бобров и Виталий Мацнев.

 


— Бизнесменами двигало желание открыть интерактивный музей, в котором все экспонаты можно трогать, исследовать экспериментально, — рассказала директор по развитию Мария Карамышева. — Организаторы хотели убедить школьников, что наука может быть занимательной.

 



Предприниматели разыскали людей, посещавших знаменитый «Дом занимательной науки» Перельмана, который действовал в Петербурге в 1930-х годах. Научные консультанты объяснили создателям «ЛабиринтУма», как должен выглядеть тот или иной экспонат. В итоге получился масштабный познавательный центр.

На площади 700 квадратных метров разместилось пять тематических зон: «Водный мир», «Мир физических экспериментов», «Черная комната», «Зеркальный мир», а также выставка «Человек в цифрах». Общие инвестиции в данный музей составили 10 миллионов рублей. Уже через два года вложенные средства окупились. Создатели проекта уверены: при грамотном подходе такие организации могут приносить прибыль. Здесь твердо верят в будущее частного музейного дела.

 



Сегодня «ЛабиринтУм» популярен среди горожан и гостей Петербурга. Разработано множество образовательно-развлекательных программ, которые рассчитаны как на малышей, так и на школьников. Музей живет активной жизнью: ежедневно здесь проводятся научные шоу, а также отмечаются дни рождения, выпускные и новогодние торжества.

 

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Ещё по теме:

Кукла. Маша.

Кукла. Маша.

Зимой 2015 года в Токсово открывается Музей советской игрушки. Многие из экспонатов...

17 августа 2014 0 1522
Портрет на шоколаде: вкусное и прибыльное хобби

Портрет на шоколаде: вкусное и прибыльное хобби

Оригинальная идея новогоднего подарка

26 декабря 2014 0 1167
«Пчелография»: попасть в мультфильм

«Пчелография»: попасть в мультфильм

Как появился экологически-географический проект с персонажами, основанными на реальных людях?

27 декабря 2014 0 1379

Свежие статьи

Да нет, наверное

Да нет, наверное

Психолог Ирина Флотская о науке отказывать без чувства вины и испорченных отношений

24 апреля 2017 0 88
Право имею!

Право имею!

Почему люди относятся к законам небрежно и где современная молодежь проводит для себя границу между «можно» и «нельзя»

23 апреля 2017 0 25
Лайкни Малевича, репостни Айвазовского

Лайкни Малевича, репостни Айвазовского

Что такое хороший музейный Instagram и как культурные пространства превращают виртуальных подписчиков в реальных гостей?

22 апреля 2017 0 172