интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
-2 .. -4
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 59.28
  • 69.64
спецпроект
Большие гонки

Цифровая справедливость

=

 

Обычно разговоры о пиратстве в интернете сводятся к двум вариантам: воспитанию пользователей, чтобы они даже серию «Игры престолов» смотреть не стали, если она краденая, или же к созданию таких условий, чтобы невозможно было украсть, а пирата ждала бы неминуемая кара. Кажется, блокчейн — это как раз второй вариант. Но правда ли это «новое цифровое чудо» поможет? Узнали мнение экспертов.

Текст: Анна Чуруксаева

 

Блокчейновая миссия

 

Преимущество цепочки из блоков в том, что единожды записанная информация остается в блоке навсегда. Таким образом, если будет указан автор текста, песни или изображения, невозможно будет присвоить авторство никому другому. И это отлично! Но пираты ведь и не занимаются плагиатом, не пишут свои фамилии вместо фамилий режиссеров или артистов. Они крадут продукт. И как тут быть?

Андрей Поваров,
научный руководитель программы «Международный менеджмент, технологии стратегического прорыва» Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС:

— По оценкам, представленным в отчете MUSO’s Global Film & TV Piracy Market Insight Report — 2017, в течение всего предыдущего года пользователи заходили на пиратские сайты 191 млрд раз, что при общем количестве пользователей интернета, оцениваемом в 3,37 млрд человек, составляет в среднем более 50 визитов на человека в год! А ущерб, причиняемый кинопиратством в одной только Великобритании, оценивается в 500 млн фунтов в год. Способен ли блокчейн помешать нелегальному копированию? В некотором смысле технология блокчейна практически для таких целей и была изначально задумана! Она стала результатом исследований, активно проводившихся в 1990–2000-е годы и позволивших надежно передавать по интернету не информацию, а ценность. Например, проект DotBC (основатель — Бенджи Роджерс) использует блокчейн для создания открытой среды, в которой популярные форматы (.mp3, .wav и другие) заменяются новым форматом c расширением .bc (dot blockchain), содержащим значительно больше метаданных, прежде всего связанных с происхождением и лицензионными аспектами произведения, и не предназначенным для повторного использования программами перехвата и копирования.

 

 

С помощью блокчейн решается и еще одна важная задача: устранение посредников (компаний-распространителей) за счет прямой передачи содержащих цифровой контент файлов от авторов конечным потребителям и моментальной оплаты с помощью криптовалюты. Также это может быть сделано и через смарт-контракты — еще одну реализацию блокчейна, в которой программно прописываются условия контракта и только при их соблюдении выполняются соответствующие действия. В данном случае, например, контент может передаваться только в случае оплаты, причем и сама оплата гарантированно не может «пропасть», так как в контракте будет запрограммирована ее выдача строго в обмен на контент. Решение этой задачи само по себе пиратство еще не устраняет, но оно создает ту самую открытую среду, где наиболее удобно разворачивать программы, подобные описанной выше DotBC. Очевидно, что блокчейн — это не панацея, но это многообещающая технология для радикального преобразования всей индустрии создания, распространения и монетизации цифрового контента, позволяющая, среди прочего, радикально сократить пиратство, а со временем — устранить его совсем.

 

Вариантов много

 

Для начала блокчейновые антипираты сосредоточились на защите музыкальных прав. Но таким же образом можно — если сработает — защищать и права на другую интеллектуальную собственность. Мы уже поняли, что права легко регистрировать и подтверждать (и все это оперативно, без посредников и бумажной волокиты). А что еще?

Алексей Юров,
координатор рабочей группы «Роспатента» по цифровой экономике:

— Сейчас можно выделить три направления. Во-первых, Time Stamping, или фиксация времени: сервисы предлагают положить файл текстового или другого формата для последующей фиксации времени, когда этот файл положен. Но необходимо учитывать юридическую практику применения данных сервисов. За исключением двух штатов в США блокчейн пока не подтверждался юридической практикой нигде. При личном общении с судьями создается впечатление, что они настроены положительно, но по факту не совершают никаких действий, чтобы продвинуться дальше в использовании распечаток блокчейна как надлежащих доказательств. Тем не менее такие сервисы существуют, и, наверное, самый популярный из них — это Stampery. Он представляет собой условно бесплатный сайт — количество регистраций бесплатно до четырех раз в месяц. Также сервис предлагает ряд других аналогичных возможностей. Другие популярные решения включают в себя такие сервисы, как Binded, Creativechain и Priorthings.

 

 

Второе направление — защита авторских прав в той самой музыкальной сфере. Стоит выделить проект с российскими корнями — Soundchain и Артема Абаева, который продвигает этот проект. Другие музыкальные проекты — это Songtrust и Ujomusic. При использовании блокчейна любая трансляция или использование произведения может легко технически учитываться. Третье направление — это инфраструктурные решения. Из популярных проектов я бы выделил Ascribe, сфера деятельности которого направлена на управление авторскими правами на тексты и изображение, и Coalaip, который является больше нетфреймом для других приложений, нежели готовым решением. Что касается работы «Роспатента», то мы активно изучаем этот вопрос с тем, чтобы повысить эффективность процессов по обороту интеллектуальной собственности.

 

Все может быть проще

 

Не все очарованы блокчейном. Некоторое время назад на 3D-принтерах хотели напечатать абсолютно все, до этого проблемы человечества стремились решить за счет нанотехнологий. Это нормально, когда люди примериваются к новым технологиям, будто подставляют проклюнувшийся ответ во все имеющиеся уравнения, так порой и происходит научный поиск. Однако именно поэтому нам, простым смертным, не нужно обольщаться.

Валерий Студенников,
руководитель направления анализа данных Reg.ru:

— Мне кажется, сегодня многие компании и проекты хотят выехать на волне глобального «хайпа» вокруг блокчейна. Большинство людей глубоко не вникает в нюансы этой технологии, воспринимая ее как «серебряную пулю», которая спасет мир и которой все проблемы и задачи по плечу. В то время как блокчейн — достаточно сложная во всех смыслах технология, использование которой оправданно в редких случаях, при выполнении ряда условий. В частности, когда участники системы не доверяют друг другу и когда невозможно организовать единый авторитетный процессинговый центр. Во всех остальных случаях намного проще и целесообразнее использование других технологий без каких-либо сложностей как технических, так и юридических.

Что касается борьбы с «медиапиратством» с применением блокчейна, то такие идеи уже вовсю разрабатываются. Пример — компания из ЮАР Custos Media Technologies, которая предлагает в неравной схватке с распространителями пиратского контента вознаграждать «осведомителей», заявивших о появлении лицензионного контента в открытом доступе, небольшими порциями биткоинов, спрятанными в недрах самого этого контента.

 

 

Однако я не вижу причин, почему «охотники за пиратским контентом» в модели Custos Media Technologies не могут получать вознаграждение напрямую от агента, который осуществляет функционирование этой системы (и является посредником между медиакомпаниями и «охотниками за головами») и зачем нужно было привлекать для этого биткоин-технологии. Куда проще было бы резервировать средства под потенциальные вознаграждения напрямую на счетах системы.

 

Дело не в технологиях, а в людях

 

Итак, техническое средство есть, а вот скептицизм остается. Некоторые эксперты считают, что до тех пор, пока нам нужно проявлять сознательность, чтобы технологии заработали, вряд ли все мы захотим это делать. Платные сервисы легальной музыки, как и авторских фотографий, существуют уже сейчас, но когда и кому это мешало?

Сергей Сергиенко,
криптоинвестор, основатель и гендиректор блокчейн-компании ChronoBank:

— Возможно, блокчейн поможет справиться с пиратством, но есть одна проблема: люди не хотят платить за технологию, которая защитит права производителей контента. Кодирование определенного исполнителя или видео происходит на базе блокчейна, благодаря этому можно сразу верифицировать композицию и понять, чья она. Сейчас разрабатываются проекты, которые направлены на борьбу с нарушением авторских прав. К примеру, австралийский проект Veredictum помогает предотвращать распространение пиратского контента (сейчас проводит ICO). Veredictum создан на базе блокчейн-технологии, чтобы сразу кодировать производителей видео/аудиоконтента и заносить информацию в блокчейн для возможности верификации. Но вряд ли люди будут платить 3–5 центов за прослушивание легальной аудиозаписи, чтобы не поддерживать пиратский контент и поощрять новую технологию. Поэтому Veredictum или русский проект Soundchain не собирают больших инвестиций. В России борьба с пиратством будет стоить дороже, чем бездействие, из-за этого большинство проектов, которые выступают против пиратского контента, не добивается успеха.

 

 

P.S. И еще один неожиданный вывод, который мы сделали из общения с экспертами. Если вы — творческий человек, то было бы разумно попробовать зарегистрировать свои права, пока это можно сделать бесплатно, в тестовом режиме. Вполне вероятно, что искусство на блокчейне станет элитарным, привилегированным, а пользование изображениями и текстами без надежной авторской атрибуции будет рассматриваться как «дешевка».

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Свежие статьи

Карьерные кейсы наших прадедушек

Карьерные кейсы наших прадедушек

Как стать крупнейшим издателем Европы с тремя классами образования и другие невероятные истории

11 декабря 2017 0 11
Привет, деньги!

Привет, деньги!

Умеют ли петербуржцы копить, согласны ли на ежедневную оплату труда и рискуют ли тратить «здесь и сейчас»?

10 декабря 2017 0 15
Нет календарям и кружкам

Нет календарям и кружкам

Что креативного можно положить коллегам под елку в этом году?

9 декабря 2017 0 64