интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
0 .. 2
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 57.51
  • 67.89
спецпроект
Меняющие мир

Диалоги с настоящим

 

Что можно считать искусством? Когда появилось понятие «современность»? Почему изящные девушки импрессионистов — революционная живопись? И как научиться видеть суть в абстракционизме? «Метаморфозы современного искусства» — попытка понять и объяснить.

Текст: Кристина Андрейчикова

 

Курс из семи лекций ставит своей целью научить участников диалогу с современным искусством и пониманию связей и контекстов. «В очень непринужденной форме мы говорим о фундаментальных идеях и формах современного искусства, обращаемся к историческому контексту, который повлиял на мышление художников. Обсуждаем самые волнующие вопросы и наслаждаемся современным искусством», — рассказывают организаторы проекта.

 

 

 

Площадкой для погружения в мир новых форм и смыслов стал творческий клуб Fenestra. «Наше пространство — это уютное место для взрослых и детей. Мы занимаемся углубленным изучением истории, культуры и искусства разных времен (от античности до современности), помогая понять цикличность процессов, связь между временами и событиями. Занятия проводятся в форме лекций, игр, мастер-классов, театральных постановок, перформансов, анимации и кино», — пишут о себе кураторы клуба. 

 

 

 

Очень уютное место с творческой атмосферой, где свободно и непринужденно можно обсудить то, что действительно волнует — от политической направленности современного перформанса в Европе до особенностей использования светотени постимпрессионистами.

 

 

Говорить о современном искусстве всерьез и без предрассудков решилась молодая девушка с большим опытом и горячим желанием понять, почему без искусства современность не будет объективно отражена для будущих поколений.

 

 

Екатерина Предко — искусствовед, арт-медиатор биеннале современного искусства Manifesta10, автор ряда лекций по современной фотографии в Молодежном центре Государственного Эрмитажа, фотограф — участник выставок в России и США.

Итак, что считать современным? И как можно говорить об искусстве, если у тебя нет никаких теоретических знаний в этой области? Действительно, всегда проще отмахнуться с возгласом: «Да я не разбираюсь в искусстве, ничего не понимаю в этой мазне». Но что если понять очень-очень хочется? 

 

 

«ХХ век многое переменил и переставил. А искусство ХХ и ХХI веков часто кажется нам чем-то непонятным и закрытым — искусством для узкого круга профессионалов. Порой складывается мнение: чтобы что-то почувствовать и понять, нужно очень много знать, все равно что выучить неизвестный язык. Часто можно услышать вопросы: „Почему используются такие формы? Что автор пытается сказать? Почему это выставляют в музее? Искусство ли это, в конце концов?“»

 

 

«Ученые подсчитали, что в среднем посетитель музея тратит на просмотр одной картины около девяти секунд. Представьте только, Иванов писал „Явление Христа народу“ почти двадцать лет, а на просмотр этой картины не тратят и минуты! Так вот, чтобы сделать попытку понять не только современное, а любое искусство, нужно смотреть. Просто смотреть. Внимательно всматриваться, пробовать проследить, как оно отзывается внутри, какие вопросы ты себе задаешь, какие образы рисуются».

- делится вроде бы такой простой, но такой актуальной во все времена истиной Екатерина. 

 

Программа курса:

1. Пролог к модернизму

Что приходит на смену классической модели зрения в начале XIX века? Каким образом и почему меняется природа видения? Художник — «инструмент» времени? Как пространство и время находят отражение в искусстве конца XIX века?

2. Индивидуальность вместо стандарта. Матисс и Пикассо

Ожидаем ли мы, что искусство отобразит нашу цивилизацию во всей красе? Почему реализм все больше и больше утрачивает свое значение? Как Матисс переходит к изображению не столько видимого, сколько переживаемого? Есть ли что-то общее между «успокоительными фантазиями» искусства Третьего Рейха и «Герникой» Пабло Пикассо?

3. Абстракция и реальность. Кандинский и Малевич

В чем суть самой радикальной революции в живописи со времен Ренессанса? Абстрактное искусство — заговор против тех, кто меньше одарен «чувствительностью»? Интуиция есть новый разум? Как все это понимать?

4. Послевоенные реалии. Абстрактный экспрессионизм

В чем заключаются основные отличия постмодернизма от модернизма? Какую темную сторону жизни исследовал абстрактный экспрессионизм? Какие смыслы и образы рождала послевоенная атмосфера неуверенности, потерянности и хаоса?

5. Культура потребления. Поп-арт

Как культура потребления оценивает индивидуальность? Поп-арт — ироничная реакция на утрату иллюзий? Должно ли искусство говорить только о нравственном? Может ли «случайное» стать центральной темой искусства?

6. Метаморфозы искусства конца XX века

Остаются ли в искусстве табу? Любой ли стиль приемлем? К чему нас приводит культура «клипового мышления»? Какова стоимость произведения современного искусства? Как понять, искусство ли это?

7. Неопределенность современности

Ругать или благодарить современное искусство? Искусство странное, но и мы странны! Где мы сейчас и куда мы идем?

 

 

 

 

Лекции проходят в формате постоянного диалога. Несмотря на то, что большое количество времени уходит на то, чтобы поделиться мнениями, впечатлениями, а иногда и поспорить, Екатерине удается дать очень большой пласт исторической и теоретической информации, помогая лучше понимать контекст, раскрывающий новые стороны восприятия искусства. 

 

 

 

На большом экране изображения произведений. Выбор их не всегда очевиден, от того занятия делаются непредсказуемыми, точки сборки смещаются, развивается навык видеть не только в ширину, но и в глубину. Взаимосвязи социокультурных, исторических и политических событий и их отражение в искусстве становятся более очевидными, от чего появляется чувство некой эйфории от ощущения приближения к самой сути культуры современности.

 

 

Следующая лекция по современному искусству состоится 1 апреля 2015 года.

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Ещё по теме:

Contemporaryart, или зачем нужно современное искусство?

Contemporaryart, или зачем нужно современное искусство?

Чтобы разобраться в особенностях современного искусства, мы поговорили с...

14 марта 2014 0 2285
«Все уже придумано до нас» или Сontemporary Аrt. За и против

«Все уже придумано до нас» или Сontemporary Аrt. За и против

Как вы относитесь к современному искусству, к оригинальным инсталляциям и перфомансам?

5 октября 2014 1 1080
Доступное искусство

Доступное искусство

О свободном маркете живописи, художниках и деньгах

7 декабря 2014 0 985

Свежие статьи

Удаленный школьник

Удаленный школьник

Что нужно знать тем, кто хочет учиться экстерном?

20 октября 2017 0 15
Изучаем бизнес... в музее

Изучаем бизнес... в музее

С какого возраста и как воспитывать бизнесмена: интервью с директором единственного в России Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей

20 октября 2017 0 24
Нейросеть дает советы

Нейросеть дает советы

Тестируем сервис анализа резюме, выводим формулу успешного собеседования

19 октября 2017 0 34