интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
-1 .. 1
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 59.63
  • 70.36
спецпроект
Меняющие мир

Гениальность в наследство? (Часть 1)

Время от времени на мировой арене появляется человек с исключительными способностями — истинный гений, чья деятельность придает ускорение прогрессу и выводит общество на новый виток развития. В чем же заключается природа гениальности и каковы ее истоки?

Текст: Юлия Севостьянова

Загадочное и противоречивое явление гениальности представляет интерес для ученых из разных областей наук — психологии, философии, генетики. Под гениальностью специалисты обычно понимают высшую степень одаренности, которая проявляется в максимальной творческой продуктивности. Чем же гений принципиально отличается от талантливого, одаренного человека? Как и одаренный человек, гений привлекает к себе внимание, благодаря своему особому дару и выдающимся способностям. Однако он не просто демонстрирует необычный уровень развития таланта, он открывает новую историческую эпоху в своей области.

Гениальность может проявляться в различных сферах человеческого творчества — в науке, технике, искусстве, политике. Кажется, что этот перечень можно продолжать бесконечно, но это не так. Мы можем с легкостью назвать гениальных писателей, живописцев, полководцев, но как быть с менее популярными областями знаний — например, с кулинарией, журналистикой, катанием на роликовых коньках, цирковым искусством? В этом заключается одна из важнейших особенностей гениальности — это явление неразрывно связано с культурной системой ценностей и социальными критериями. В нашем обществе гораздо проще прослыть гением, имея способности, которые относятся к литературе, искусству, музыке, научной деятельности. Безусловно, потрясающий шеф-повар или всемирно известный циркач могут получить титул гения, но, тем не менее, возникает ощущение, что делается это только из вежливости, под влиянием моды. Именно поэтому рассматривать исключительно одаренного человека следует в контексте времени и социальной действительности.

Гений или безумец?

 

Начиная с древних времен, гениям приписывали множество разнообразных отличительных особенностей — от «божьей искры» до безумия и психических расстройств. Существует четыре вида теорий, посвященных природе гениальности. Самые ранние из них — патологические теории — появились уже в Древней Греции и Древнем Риме. Их последователи считали, что гениальность неразрывно связана с безумием: Аристотель отмечал, что у знаменитых личностей можно наблюдать симптомы психических расстройств, Платон отнес «духовное возвышение» поэтов, изобретателей и пророков к одному из видов бреда, а в 1836 году французский психиатр Луи-Франсуа Лелю заявил, что физиологические особенности Сократа доказывают его «сенсорное или перцептивное безумие»: философ часто впадал в состояние транса, испытывал галлюцинации и приступы столбняка.

Родство гениальности и безумия состоит в том, что оба явления представляют собой отклонение от нормы. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся людей процент душевных заболеваний выше, чем у обычного населения, а жизненные итоги многих известных нам гениев лишь подкрепляют патологическую теорию — достаточно вспомнить Свифта, Шумана, Генделя или Гофмана, которые потеряли рассудок, не выдержав бремени гениальности. Однако не все выдающиеся личности были подвержены умственным или душевным расстройствам — например, Платон, Лейбниц, Кеплер, Дарвин, Толстой, Рерих не имели психопатических симптомов.

Юлия Пунина,
нейропсихолог медицинского центра GMS clinic:

— Гениальные люди, известные миру, нередко обладали необычными личностными качествами, неординарными привычками, странными для большинства окружающих взглядами на мир. Утверждать, что все они имели какие-либо психические расстройства, мы, конечно же, не будем, ибо это не так. Но исключительные способности в конкретных областях знаний, повышенная увлеченность какой-либо темой, исключительно самоотдача, которые сопровождают талантливого или гениального человека, находят отражение в его личности, образе мыслей и особенностях контакта с миром. Такие люди часто могут казаться окружающим странными, а иногда и «ненормальными», выражаясь обывательским языком.

Гениальность — диалог с Богом

 

Теория качественного превосходства, провозглашающая гениев отдельным, более развитым видом людей, также имеет долгую историю. Древние греки, рассуждая о загадочной природе гения, отождествляли его с «демоном», который принадлежал человеку, обладал магическими способностями и насылал «божественное вдохновение». Эту точку зрения переняли и древние римляне — они тоже считали, что у каждого человека был свой гений, который сопровождал его на протяжении всей жизни. Гений постоянно наблюдал за человеком, побуждал к действиям, помогал и защищал в тяжелую минуту.

Божественная природа гениальности, ее существование вне человека, как ни странно, находит отклик и сегодня. Автор бестселлера «Есть, молиться, любить» Элизабет Гилберт в одном из выступлений на конференции TED поделилась своим взглядом на гениальность: «У меня есть отличный пример − музыкант Том Уэйтс (я как-то брала у него интервью). Большую часть жизни он воплощал собой раздираемого сомнениями и неуверенностью художника. И вот однажды он ехал по трассе в Лос-Анджелес. И вдруг услышал чудесную мелодию у себя в голове. Что делать? Ручки нет, бумаги нет, диктофона нет. У Тома началась паника: „Я не смогу ее запомнить!“ И тогда он остановился, посмотрел в небо и сказал: „Простите, вы не видите, что я за рулем? Или приходите в более подходящий момент, или ищите кого-то другого. Вон, идите к Леонарду Коэну!“ И вся его жизнь изменилась после этого, вся тревога прошла. Он извлек гения из себя. Гений не должен быть внутри и мучить своего обладателя».

Где-то убыло, где-то прибыло

 

Психоаналитические теории выводят на первый план не интеллектуальные характеристики гения, а его сильную мотивацию. Некоторые психологи утверждают, что гений совсем не отличается по уровню интеллекта и способностей от обычного человека, он лишь находит правильное применение своим талантам под воздействием мотивации.

Среди психоаналитических концепций, объясняющих природу гениальности, можно выделить теории сублимации и компенсации. Сублимация предполагает, что гениальные достижения являются неким заменителем, необходимым для снятия напряжения от нереализованных потребностей и желаний. Один и самых простых примеров — поэт, пишущий о любви, когда его личная жизнь не складывается. Теорию компенсации можно проиллюстрировать историей Демосфена, который развивал свой ораторский талант, компенсируя таким образом заикание и другие дефекты речи. Психоаналитические теории, конечно, могут прояснить мотивацию некоторых гениев, но не годятся для объяснения гениальности как таковой.

Гены гениальности

 Теорией наследования способностей ученые занимались уже в XIX веке. Английский ученый Фрэнсис Гальтон провел серьезное исследование наследуемости таланта, анализируя количество гениев в разных странах и в разные периоды времени, однако даже в настоящее время вопрос о наследовании гениальности пока не может считаться окончательно решенным.

Сегодня в мировой науке ведутся исследования, выявляющие гены, которые ответственны за различные биологические и поведенческие программы в человеческом организме. Однако одного гена гениальности, который способствует появлению новых моцартов и эйнштейнов, нет: научный коллектив Института психологии лондонского университета Кингс Колледж выяснил, что интеллектуальный уровень и образовательные способности человека определяются сочетанием и работой почти двухсот генов.

Поскольку каждый из огромного числа генов, формирующих «коктейль гениальности», является незаменимым, очень важно не только их наличие, но и способ сочетания. Однако гениальность не является замкнутым целым — передача отдельных свойств от родителей к детям совсем не гарантирует наследование и способа их сочетания. Именно поэтому вероятность того, что дети гениального художника будут писать настоящие шедевры, довольно мала.

 

 

Наилучшему применению врожденных задатков и способностей могут способствовать благоприятные условия. Наследственность создает возможность возникновения гениальности, но претворяет эту возможность в жизнь и «ограняет» гения только общественная среда — культурный уровень эпохи, ее запросы, возможность получать новые знания, тренировать и испытывать свои способности.

Юлия Пунина,
нейропсихолог медицинского центра GMS clinic:

— Если вы замечаете в себе, у своих близких — младших сестер и братьев или детей — повышенный интерес к какой-либо теме или области знаний, не стоит оставлять это без внимания. Совсем не обязательно тут же уверять себя в наличии яркого таланта и искать школу для одаренных. Стимулируйте этот интерес, помогайте добывать новые знания, совершенствовать навыки, получать информацию. Давайте возможность любой любознательности развиться в нечто большее, чем мимолетный интерес. Кто знает, возможно, это первые проявления данных природой способностей, которые в дальнейшем разовьются в стойкий интерес, а затем и в талант.

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Свежие статьи

Четырехслойный креатив со смываемой втулкой

Четырехслойный креатив со смываемой втулкой

Что делать, если нужно придумать название и рекламу для... туалетной бумаги?

19 ноября 2017 0 25
Это танцы, детка

Это танцы, детка

О главных уличных стилях и фестивале Respect My Talent

18 ноября 2017 0 31
PR опять (все еще) удивляет

PR опять (все еще) удивляет

Хайп, звезды и бесплатные билеты: лучшие пиар-ходы 2017

17 ноября 2017 0 46