интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
0 .. 2
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 59.63
  • 70.36
спецпроект
Меняющие мир

Геймификация: за и против

 

Поводом для этого материала стали любопытные заокеанские события: некоторые водители «Убера» пожаловались, что приложение компании манипулирует ими, заставляя работать больше, и это им не нравится. Решили разобраться!

Текст: Анна Чуруксаева

 

Итак, что конкретно происходит:

• «Убер», как и многие компании, применяет геймификацию, чтобы взаимодействовать с удаленными сотрудниками.

• Действует система нематериальных бонусов (это нам тоже знакомо: «звездочки», «медали» и «титулы» за качество сервиса выдают во многих компаниях, и это не новость, еще в советские годы считалось почетным попасть на доску «Ими гордится...», хотя денег за это не прибавляли).

• Разработана гибкая система напоминаний, которое присылает приложение, например, что в таком-то районе нужны водители, что скоро час пик и услуги такси понадобятся или что до заработка в такую-то сумму (выбирается самый высокий показатель за неделю или месяц) необходимо получить еще столько-то средств.

 

 

Вроде бы ничего особенного? Вспомните свои приложения, которые стимулируют вас делать зарядку, проходить в день определенное число шагов, не пользоваться гаджетом и за это выращивать виртуальные деревья?

Но оказывается, что водители чувствовали себя плохо — по разным причинам. Они испытывали вину, что не достигли круглой суммы или не побили собственный же рекорд. Раздражались, когда им подкидывали новый заказ, хотя они только-только завершали старый. Или же сопоставляли свои виртуальные награды, которыми гордились, и реальные деньги — и расстраивались. Кто-то вообще подсаживался, как игроман, на выполнение все новых и новых заказов — их же постоянно предлагают!

Компания реагирует на недовольство сотрудников и меняет приложение, однако нас интересует ситуация в целом. Получается, геймификация приносит не только плюсы? Решили спросить у экспертов, считают ли они такое игровое стимулирование работать, работать и еще раз работать этичным и вообще, бывает ли от геймификации вред?

 

 

Приемы для «винтиков»

 

Одни эксперты полагают, что стимулирование каждого шага — это бессмысленно, разве что у вас такие сотрудники, которые иначе трудиться не способы. Впрочем, есть ведь и такие бизнесы...

Максим Бабаев,
генеральный директор компании «Новая бизнес среда»:

— В нашей «бирюзовой» организации подобные приемы не проходят. В нашем случае гораздо сильнее мотивируют польза от сделанного, стремление увидеть результаты своего труда, а также временные ограничения, прописанные в контракте. Хорошо работает апелляция к ключевой идее компании — «Делать бизнес экологичным, эффективным и осмысленным». Но все зависит от точки зрения руководителей и учредителей на бизнес. Если они считают, что бизнес — это машина, созданная с целью получения прибыли, а сотрудники — винтики, то подобные механизмы вполне работают. В случае если компания действительно сфокусирована на создании ценности и качественном оказании услуг или поставки продуктов, то подобная модель не совсем этична.

Я бы сказал, что подобная модель нужна для стимуляции сотрудников, которые ничего сами не хотят или привыкли к «пинкам». Или в случае, если работа монотонна. Тогда упоминание о промежуточных результатах и стимулирование движения вперед вполне применимы. Подобная система «кнут и пряник» с упоминанием бонусов, ответственности и последствий отсутствия действий — достаточно действенна. Стратегия «маленьких шажков» в автоматическом режиме — неплохой дополнительный стимул для людей, не желающих выходить из зоны комфорта.

 

 

Если же сотрудники профессиональны, а деятельность требует постоянного включения интеллекта, то подобная мотивация не имеет ни малейшего смысла. Попробуйте простимулировать программиста подобным образом написать больше строк кода, и вы увидите, к чему это приведет!

 

Смотри, кому предлагаешь

 

А вот другие эксперты полагают, что важно учитывать, как люди вообще реагируют на соревновательность и стимулирование. Действительно, кто-то хочет играть, а кто-то — нет! Потому-то методы работодателя и должны быть гибкими.

Елизавета Ефремова,
консультант Русской школы управления по личной эффективности и управлению персоналом:

— Можно условно выделить два типа сотрудников: воины и земледельцы. Земледельцы — это люди, которые любят находиться в зоне максимального комфорта и выбирают для себя деятельность, где не нужно особенно напрягаться. Их работа монотонна и однообразна, а алгоритм действий давно изучен.

Воины же готовы напрягаться ради отсроченного результата. Они способны терпеть психологическое напряжение, действовать не по правилам, изобретать, искать. Нужно понимать, что мотивация — это смысл деятельности. И «Убер» разумно делает, донося до своих сотрудников смысл: «Ты пришел на работу зарабатывать деньги. Ты заработал столько, сможешь заработать еще столько».

 

 

Всех людей, которые нацелены на достижение успеха (воины), мотивация «Убера» совершенно не раздражает. Она наоборот их стимулирует. А все те, кто старается избегать неудач (земледельцы), жалуются, что их заставляют работать. И это действительно противоречит их системе смыслов, где деньги можно получать, не напрягаясь.

Система «Убера» очень разумная, как и все системы индивидуальной конкуренции (золотые, серебряные, платиновые). Но если вы просто скопируете этот опыт, то он может и не прижиться в вашей бухгалтерии, на производстве или там, где сотрудники заняты рутиной. У «земледельцев» конкуренция вызывает страх и тревогу, поэтому перед тем, как применять такие системы, проанализируйте деятельность сотрудников и их мотивационный профиль.

 

Человеческий фактор

 

Вместе с тем, может быть, «Уберу» нужно было просто как-то иначе преподнести свое приложение? Как говорят знатоки, геймификация — это инструмент, держит его в своей руке все равно человек, а люди склонны совершать ошибки... Это не значит, что от инструмента надо отказываться.

Тоня Смоленцева,
директор по качеству компании iSpring:

— Мы в iSpring помогаем компаниям запустить дистанционное обучение и часто используем геймификацию. Это сильный инструмент в мотивации сотрудников к развитию. Геймификация превращает обучение в увлекательный квест. Сотрудник читает книги, проходит электронные курсы, сдает тесты и получает за это ачивки, баллы, звания. Тут же есть сводная таблица достижений. Сотрудник смотрит: он номер один или в первой десятке среди всей компании. Это мотивирует. Он сразу чувствует, что он молодец. Однако геймификацией нужно пользоваться осторожно. У нас есть клиент, который внедрил у себя дистанционное обучение с геймификацией. Идея была такой: сотрудники учатся, копят баллы. В конце года подведение результатов: те, кто собрал 300 баллов, получают прибавку к зарплате. Проект запустили летом для 600 продавцов. Часть из них была в отпуске. Они ничего о геймификации не слышали. Между тем их коллеги активно зарабатывали баллы. К осени начались проблемы: отпускники вернулись на работу, узнали о проекте, стали возмущаться, что их не предупредили. Мотивация к обучению резко упала. Руководитель компании позвонил нам, попросил обнулить результаты, чтобы все начали с одинаковых позиций. Сейчас все нормально: сотрудники соревнуются между собой, как дети, радуются каждой новой медальке. Узнав о прибавке к зарплате, к проекту подключились те, кто раньше неохотно воспринимал дистанционное обучение.

 

 

Однако есть еще кое-что: может быть, дело не в целях компании, профиле сотрудников, а еще и в том, что речь про нечто новое для нас — экономику и философию подработки. Когда вы целиком и полностью вписаны в дела конкретной фирмы, неважно, сидите в офисе или трудитесь дистанционно, то вам интересны ее миссия, ее благополучие. И нематериальные награды позволяют вам подниматься в иерархии коллег выше и выше (потом это должно вылиться во что-то вполне себе конкретное и материальное, например повышение). А если вы садитесь за руль или подключаетесь к какому-либо сервису в качестве онлайн-консультанта, то вас заботит только собственное благополучие. Если нематериальные награды помогут получать более дорогие заказы — хорошо, если нет — то нет и коллектива, где бы вы могли этим похвалиться. Возможно, тогда и геймификация должна быть другой?

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Свежие статьи

Это танцы, детка

Это танцы, детка

О главных уличных стилях и фестивале Respect My Talent

18 ноября 2017 0 16
PR опять (все еще) удивляет

PR опять (все еще) удивляет

Хайп, звезды и бесплатные билеты: лучшие пиар-ходы 2017

17 ноября 2017 0 35
Ка!Ба!Ре!

Ка!Ба!Ре!

Где учиться, чтобы потом стать управляющим ресторана или владельцем гостиничного бизнеса?

17 ноября 2017 0 24