интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
14 .. 16
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 63.48
  • 73.48
спецпроект
Ставь смайл!

Хомо Геймес

 

«Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста»

Мишель де Монтень

 

«Эта игра — пробный камень человеческого ума»

Иоганн Вольфганг Гете

Текст: Глеб Годун

АЗАРТ

Однажды меня позвали в оргкомитет по подготовке Открытого чемпионата России по деловым играм. Я тогда даже примерно не знал, что такое деловые игры, о чем сразу предупредил. Мне сказали: «Там не знать надо, а уметь делать!» Естественно, я согласился.

Вскоре выяснилось, что деловые игры — это такая очень-очень прикладная экономика, тяготеющая скорее не к учебнику и задачам, а к предпринимательству в самом широком смысле этого понятия — умению предпринимать попытки что-то сделать. Тут ценились коммуникативные способности, умение быстро ориентироваться как в правилах, так и на местности, умение наблюдать за другими игроками и предполагать, как будет развиваться игра, чтобы выбрать правильную стратегию.

 

 

Случилось так, что чемпионат на несколько лет вошел в мою жизнь. Мы проводили не только финальные, но и тренировочные игры. И раз за разом я с изумлением мог наблюдать, как впервые собранные на добровольно-принудительной основе заботливыми преподавателями экономики, как школяры так народ постарше, становились участниками игры! Как они входили в игру. Вернее, как игра входила в них. Пришли скучающие равнодушные люди. Искренне считающие, что они и предпринимательство — ничем не интересны друг другу. Час спустя — они полны азарта, совершают рискованные поступки и принимают судьбоносные решения. Год спустя — они мечтают выиграть чемпионат, пять лет спустя у них свой бизнес, и они точно знают, что и экономика, и предпринимательство — это про них!

И тогда мне стало понятно, что создатель хорошей игры — человек достаточно бескомпромиссный. Его задача — сделать так, чтобы у игрока не было шансов оказаться вне игры, как нет шанса у простого обывателя против профессионалов покера в поезде дальнего следования. Игры, использующиеся в образовании, хотя и имеют совершенно другие цели, нежели вагонные покер и преферанс, но порой тоже заставляют людей теряться во времени и пространстве. Финальная игра чемпионата длится от восьми до десяти часов. И вы знаете, по словам играющих, эти часы пролетают как одно мгновение! Камень бьет ножницы, а азарт бьет время — это правило постулирует первую составляющую игровых технологий.

 

ПОГРУЖЕНИЕ

Однажды мой друг сообщил мне, что он придумал игру. Поскольку зовут его Александр Горец и он является историком по образованию и профессии, то тематика игры была предсказуема. «Помоги мне — надо тестировать баланс сил на поле!» — обратился он ко мне. Игра оказалась легкой, продолжительность партии составляла от 5 до 10 минут, и после мимолетного инструктажа я оказался вовлечен в микростратегию по мотивам гражданской войны в Риме под названием «Встречный бой». Я наступал гастатами — меня контратаковали принципами, я подключал принципов — мне отвечала римская конница со всеми своими боевыми преимуществами в маневренности, внезапности атак и фланговых ударах. Совокупно мы сыграли партий десять.

Вечером, придя домой, я включил телевизор, и там была передача об истории Древнего Рима. Я услышал знакомые термины, рассказывали о типах войск в Риме, и у меня всплыло в памяти: «Это «гастаты». Поскольку гастатами были молодые, плохо обученные легионеры, в этой игре они довольно слабые — их сила равна трем единицам. А вот принципы были существенно опытнее, подготовленнее, потому в игре у них сила равна четырем единицам, и они, благодаря хорошей организации, могут двигаться не только вперед, но и вбок. Особенность использования в армиях Рима конницы также отражена в игре — твоя конница имеет большие возможности по передвижению...

 

Художник Андрей Каращук

 

Гастаты... Принципы... Я уверен, что когда-то в школе, а потом и в институте я слышал эти слова, но кто это такие, я запомнил только после того, как несколько раз сыграл во «Встречный бой». И, самое приятное, что я ничего для этого не сделал. Я не зубрил, да и не учил вообще. Я даже не думал это учить — запомнилось само.

В этом проявляется вторая составляющая силы игровых технологий. Погружение в игру дает возможность осваивать массив знаний в разы быстрее и практически без привычного интеллектуального сопротивления. Многие гуманитарные игры построены на этом аспекте — литературные суды, дебаты. Механизм обучения посредством погружения мимоходом сформулировал однажды Игорь Угольников в своей перестроечной передаче «Оба-на Угол шоу»: «Чтобы что-то положить в голову, надо чтоб крыша сначала немного отъехала». Атмосфера игры несколько меняет «точку сборки», позволяя знанию проникнуть в мозг и как-то по-особенному там укорениться. И тогда на вопрос: «Как вы все это помните?», возникает ответ: «Как помню, как помню... Забыть не могу!!!»

 

 

ЭКСПИРИЕНС

Однажды меня пригласили на большую игру, в ходе которой школьники несколько дней жили в обстановке начала эпохи Возрождения. Игра была посвящена фигуре Леонардо да Винчи. Персонаж этот уважаем мной безмерно, и я сразу согласился.

Наверное, происходившее можно назвать настоящей естественнонаучной игрой. Не в том смысле, что ее содержанием являлись науки биология, химия и физика. Дело в том, что вполне себе академические научные знания постигались участниками игры естественно. И дело не в гениальности создателей, а в том, что игра носила сугубо практический характер. Построить идеальный город — мечту Леонардо — предстояло, используя ровно тот инструментарий, который имелся в наличии у жителей того времени. Для того чтобы посчитать время и ресурсы на остекление витража собора, участник брал да и создавал витраж. Получал краски, соединяя вещества, работал со стеклом, придавая ему нужную форму, создавал узоры. Затем считал, какую часть по площади составляет созданный им фрагмент от общего объема работ, прикидывал трудности, вычислял время и стоимость таких работ. Надо осветить помещение? Добро пожаловать в мастерскую по созданию свечей. Участник делал свечу, проверял, какую часть помещения она освещает, — и через несколько минут возникала концепция светового решения одного из соборов, с которыми работал Леонардо. Так мостили дороги, проводили водопровод и канализацию...

 

 

Здесь видна третья составляющая игровых технологий — возможность для участников получить новый опыт. В данном случае — это опыт использования знаний, который на обычном уроке, лекции ученики и студенты не получают. В обычном образовании так заведено: знания отдельно, навыки — отдельно. Изредка отдельным педагогам удается это совмещать, но всегда знание идет впереди опыта. А здесь — наоборот. В этой игре, а впрочем, и во всех остальных рассмотренных мною, да и, наверное, во всех хороших играх вообще, участникам сначала предлагается играть, а потом, чтобы выиграть, требуется определенная информация. Разумеется, выиграть хочется всем — соответственно, информация нарасхват!

 

Итак, три ключа игровых технологий в образовании: азарт, погружение и новый опыт.

Часто ли педагоги обращаются к этим инструментам, чтобы сделать образование проще? По моим наблюдениям, чем старше обучающиеся, тем меньше игровых технологий используется в образовательном процессе. Считается, что взрослеющие люди перестают увлекаться игрой. На эту тему спорят, об этом дискутируют. А я, возвращаясь с работы домой, прохожу мимо магазина настольных игр, где стоят столы и сидят люди, которые играют в игры. Молодые и не очень молодые люди. Играют в разные, интеллектуальные и не очень интеллектуальные игры. И в безудержном развитии магазинов, которые продают игры, в появлении клубов, в которых собираются играть люди, в увлечении моими друзьями сложными, стратегическими и интеллектуальными играми я вижу стремление современного взрослого человека к игре.

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Ещё по теме:

Приключения красной скрепки

Приключения красной скрепки

Наверняка, вы слышали знаменитую историю о парне, которому удалось...

27 июня 2014 1 799
Фитнес для ума

Фитнес для ума

Досуг для интеллектуалов

16 ноября 2014 4 954
Даешь интеллектуальную молодежь!

Даешь интеллектуальную молодежь!

О первых шагах на пути к получению «Хрустальной совы», а также о том, как принимать верные решения за минуту

20 марта 2015 2 537

Свежие статьи

На гребне спроса

На гребне спроса

Основатель бренда Teana Laboratories о плюсах и минусах будней руководителя

19 июня 2018 0 7
Спаситель Кейн

Спаситель Кейн

ЧМ-2018 на «Понедельнике»: футбольная аналитика, факты, обсуждения.

19 июня 2018 0 15
Блестящие блесны MEPPS

Блестящие блесны MEPPS

Как один инженер превратил свое хобби в бизнес

18 июня 2018 0 45