интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
1 .. 3
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 57.51
  • 67.89
спецпроект
Меняющие мир

Афиша

понедельник, 23 октября

Игра в имитацию

 

Пообщаться с компьютером по душам можно без проблем: вбейте в Google запрос «чатбот» и наслаждайтесь остроумными или примитивными (это как повезет) ответами программы. Однако виртуальные собеседники — это не просто забавные игрушки, приложения такого уровня формально могут называться предвестниками искусственного интеллекта, мечты о котором уже многие десятилетия лелеют ученые. Мы разобрались, что же такое чатботы, и протестировали самые интересные из них.

Текст: Валерия Молькова

 

 

Умение думать отличает человека от компьютера — именно этот тезис выдвинул знаменитый британский математик Алан Тьюринг в своей статье «Может ли машина мыслить?», опубликованной в 1950 году. Тогда же ученый предложил универсальный способ тестирования программы на наличие искусственного интеллекта, основанный на популярной в то время «Игре в имитацию». Участники тестирования общаются с человеком и компьютером, пытающимся выдать себя за человека. Испытание пройдено, если машина сумеет обмануть более тридцати добровольцев.

 

 

Первым кандидатом на прохождение теста Тьюринга стала программа «Элиза», созданная в 1966 году.

Ее написал американский ученый Джозеф Вейценбаум. «Элиза» имитирует поведение психотерапевта, ведущего первую беседу с пациентом: повторяет сказанное вами и постоянно просит новой информации. Чатбот и сегодня доступен для разговора, но на многое рассчитывать не стоит. «Элиза» скорее перефразирует ваши ответы, чем обратит внимание на их суть, и удивительно быстро уйдет от вопросов ваших — а чего еще ждать от психотерапевта? 

 

Ежегодно тест Тьюринга помогает выбрать наиболее человечную программу в престижном соревновании, победитель которого получает премию Лебнера. Трижды обладатель этой награды и один из лучших виртуальных собеседников в мире — чатбот ALICE.

Общение с ней действительно напоминает человеческое, хоть программа и не стесняется признать то, что является роботом. ALICE упряма и старается увести разговор в нужную ей сторону, однако разговор с чатботом не надоедает. Небольшие недостатки — скорее смешные, чем глупые. Так, ALICE плохо разбирается в современной культуре и путается, когда используют много местоимений, но эти мелочи не портят общее впечатление.

 

 

 

Самый занимательный чатбот — однозначно CleverBot.

Эта программа обрабатывает миллионы строк чатов с пользователями, обучаясь в реальном времени. Во время общения можно корректировать ответы робота, если они кажутся вам неподходящими в данной ситуации. Никаких особенных алгоритмов, просто миллионы и миллиарды готовых шаблонов и вычислительная мощность, позволяющая их обрабатывать.

 

 

Результат впечатляет — порой в диалоге CleverBot не отличить от обычного собеседника. Чатбот порывался приехать ко мне в гости в Санкт-Петербург и много расспрашивал о личной жизни, используя жаргонные слова и смайлики. Программа действительно многому научилась от людей: например, лучшим способом путешествовать она считает «Тардис» — что наверняка покорит сердца всех любителей сериала.

 

 

 

У CleverBot есть российский аналог — программа pBot.

Он тоже самообучается, но пока не может похвастать хорошей базой данных. Часто можно получить ответ даже не просто неподходящий, а оскорбительный. Однако если не обращать внимания на ненормативную лексику и интернет-жаргон, то pBot — лучший кандидат для беседы на русском.

 

 

 

Нельзя не упомянуть знаменитый чатбот «Киса», снявшийся в 2006 году в российском фильме «Хоттабыч».

Звездной ролью и весьма странной базой ответов не ограничиваются особенности «Кисы». Диалог с ней получается, мягко говоря, странным, но зато нескучным.

 

 

 

Один из интереснейших экспериментов в области искусственного интеллекта называется 20Q.

Это программа, призванная с помощью двадцати вопросов узнать, что за объект вы задумали. Если описание вам кажется знакомым, то вы, вероятно, знакомы с ее аналогом — «Акинатором». Знаменитый сайт, угадывающий личности, переведен и на русский язык и отлично функционирует. Загаданную мной Принцессу Жвачку из Adventure Time он узнал за 11 шагов, а Джа-Джа Бинкса из «Звездных войн» — за 16. Придумать знаменитость, которую не знает «Акинатор», практически невозможно, а если ответ все-таки не нашелся — введите его, чтобы пополнить базу данных для будущих пользователей.

Постепенно самообучаясь, чатботы растут, превращаясь из глуповатых собеседников в режиме онлайн в программы, имитирующие живое человеческое общение. Пусть иногда они и не могут «вспомнить» сказанное вами несколько минут назад и путаются в ответах. Уже сегодня Siri подбирает удобный для вас сеанс в кино и рассказывает анекдоты. Не за горами повсеместная автоматизация консультантов в онлайн-магазинах и банках. Кто знает, может быть скоро вы, как главный герой фильма «Она», влюбитесь в операционную систему, которая без проблем найдет интересные именно для вас темы для разговора и заодно порекомендует хороший ресторан.

 

Алексей Потапов, профессор кафедры компьютерной фотоники и видеоинформатики Университета ИТМО, профессор кафедры проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ  

— Алан Тьюринг просто хотел сказать: не имеет смысла спорить о том, на каком субстрате реализуются процессы, обеспечивающие поведение. Если поведение машины и человека окажется неотличимым, то почему не считать, что машина эта мыслит?


«Игра в имитацию» вместо методологического аргумента стала многими рассматриваться как прикладной тест. Не могу сказать, является ли премия Лебнера результатом неверной оценки значения теста Тьюринга, данью памяти ему или чем-то еще. Но она точно не является свидетельством того, что тест Тьюринга — главный способ проверки мышления компьютера.


Напротив, то, что ориентация на тест Тьюринга выливается в разработку чатботов, показывает его методологическую несостоятельность как практического теста или как цели, к которой нужно двигаться. Искусственного интеллекта в чатботах не больше, чем, скажем, в шахматных программах. И те, и другие ориентированы на решение узких задач: одни — на создание впечатления собеседника-человека в кратком диалоге, другие — на игру в шахматы.

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Ещё по теме:

Роботы уже работают

Роботы уже работают

Ольга Ганзиенко, руководитель проекта Robohunter, о том, как завладеть рынком, которого еще нет

30 апреля 2015 0 705
В эпоху кубитов компьютеры будут думать «спинами» (часть 1)

В эпоху кубитов компьютеры будут думать «спинами» (часть 1)

Молодые ученые из СПбГУ разрабатывают квантовый компьютер

15 мая 2015 0 469
В эпоху кубитов компьютеры будут думать «спинами» (часть 2)

В эпоху кубитов компьютеры будут думать «спинами» (часть 2)

Продолжение материала о разработках лаборатории физической электроники СПбГУ

22 мая 2015 0 385

Свежие статьи

Очень деловые (часть I)

Очень деловые (часть I)

Женщины, без которых наша жизнь сложилась бы по-другому

23 октября 2017 0 11
Ужасы от «Понедельника»

Ужасы от «Понедельника»

Жители Петербурга о любимых «ужастиках» и своих собственных страхах

22 октября 2017 0 23
Факты вместо мелодрам?

Факты вместо мелодрам?

Когда душещипательные романы о вампирах и головоломные детективы приелись, наступает пора литературы нон-фикшн

21 октября 2017 0 182