интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
1 .. 3
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 59.23
  • 69.80
спецпроект
Большие гонки

Как выйти из кризиса идей: советы экспертов

В сети можно найти немало историй о том, как гиганты литературы, музыки и живописи искали вдохновение, используя самые радикальные методы. Мол, немецкий композитор Рихард Вагнер в процессе написания своих будущих шедевров целиком полагался на музыкальный вкус спаниеля Пепса. Его лохматый любимец якобы начинал сходить с ума, когда ему не нравился очередной взятый аккорд.

Не менее забавная история описывает творческие муки французского романтика Виктора Гюго, который, согласно байке, писал свои сочинения в чем мать родила. Одним словом — гении… А может, просто сильно разыгравшееся воображение поклонников. Однако смело можно утверждать: поиск новых идей для творчества и путей их воплощения — действительно процесс сложный, кропотливый и иногда требующий особого рода смекалки.

Текст: Камилла Пусурманова

С точки зрения психологии творчество невозможно представить без особого напряжения духовных сил, которые позволяют найти и воплотить любую задумку.

В спорте для напряжения определенной группы мышц следует выполнять определенные физические упражнения. Способ напряжения творческой жилки не так однозначен: для каждого путь к самореализации свой. Однако психологи утверждают, что есть общие методы, позволяющие активизировать воображение. Суть этих техник в том, чтобы с помощью внешних раздражителей растормошить творческое мышление, настроиться на поиск оригинальных решений. Под таким углом зрения можно шире трактовать выражение «Талантливый человек талантлив во всем»: талантлив во всем тот, кто нашел ключ к использованию своего потенциала.

Твори с колодой карт

Одна из известных техник активизации творческого воображения — использование метафорических ассоциативных карт. Это картинки на картонках размером с обычные игральные карты. На них изображены забавные, добрые или наоборот пугающие персонажи, монстры, необычные пейзажи, очеловеченные животные, предметы быта, невероятные интерьеры, а иногда и абсурдные, абстрактные и символичные миниатюры, застывшие диалоги. Иногда карточки сопровождаются небольшими надписями или изречениями. Изначально эти карты создавались для любителей искусства, и на них размещали картины известных мастеров. Но позднее метафорическую колоду стали широко использовать в работе психологи, тренеры личностного роста. Они обнаружили, что при рассматривании таких карточек у человека рождается множество ассоциаций и трактовок их значения. Каждая картинка может помочь в поиске новых идей или в решении проблемы. Причем в зависимости от того, чем вы озадачены в данный момент, одно и то же изображение может вызывать различные ассоциации. Ряд специалистов считает, что побудительный потенциал карточки кроется именно в ее размере и доступности. Тогда как монументальные произведения искусства — висящие на стенах в массивных рамах — настраивают в большей степени на созерцание, чем на ответную реакцию воображения. Готовую колоду карт можно сделать самому или просто купить.

Ольга Скребейко, коуч, блогер, книжный сомелье:

— В ответ на любой нестандартный вопрос наш разум формирует не единственный ответ, а целый «проверочный список», из которого и может быть избран итоговый результат. Первые мысли, которые приходят в голову, — это наиболее очевидные или социально одобряемые решения. Или же кем-то навязанные и накрепко засевшие в голове стереотипы. Когда вопросы задаются напрямую, в лоб, мы сначала пробегаем по этому списку и обнаруживаем, что ничего нового в нем нет! Новых, ярких решений, инсайтов, открытий — нет! Сознательный разум консервативен, ему сложно искать новое и выходить из зоны комфорта.

По словам Ольги, все нетривиальные решения находятся в бессознательном разуме. А для того чтобы «включить» его, необходимы мастерство и умение, игры, метафоры и ассоциации. Большой каталог метафорических карт и описание способов работы с ними можно найти в блоге Ольги Скребейко — http://skrebeyko.com/mak-cards/.

Соедини несоединимое

Еще один способ разбудить воображение — попытаться связать два предмета или понятия, которые, на первый взгляд, не имеют ничего общего. Психолог Дарья Кутузова рассказала, что именно такой техникой пользовался американский фантаст Рэй Брэдбери. Оказывается, писатель всегда держал под рукой карточки, на которых он записывал любые пришедшие ему в голову слова, выражения, яркие образы. По понедельникам, начиная свою рабочую неделю, он выкладывал перед собой эти карточки, перекладывал и компоновал их до тех пор, пока какое-то сочетание не вызывало у него «ага-реакцию».

Дарья Кутузова, психолог, нарративный консультант:

— Такая реакция могла быть вызвана неожиданными сочетаниями, к примеру, «утонувшая подруга детства» или «замок из песка». Дальше он брал это сочетание слов и образов, садился за пишущую машинку и печатал (как можно быстрее) стихотворение в прозе. При этом он больше ориентировался на ритмичность слов, выпадающих на бумагу из-под его пальцев, чем на их смысл и значение. Так он писал примерно час. После того как все мысли были облечены в слова, у Брэдбери, как правило, появлялись какие-то наметки сюжета. В течение нескольких дней он переписывал и редактировал текст.

 

Дарья поясняет, что технику Рэя Брэдбери можно использовать не только для сочинения художественных произведений, но и для практической работы. Например, можно нарезать карточки из цветной бумаги и описать на них отдельные элементы своей деятельности, а потом перетасовать и разложить их по группам. Так, если вы хотите создать свой бизнес, на каждой карточке можно написать признаки различных целевых аудиторий (женщины, пенсионеры, дети), производимую продукцию (в зависимости от сферы деятельности компании), пиар-мероприятия (конференции, промоакции), направления развития бизнеса и другие аспекты предпринимательского процесса. Их различные сочетания могут привести к новым неожиданным и перспективным решениям.

Кради с умом

Еще один интересный способ генерации новых идей описан, в частности, в книге «Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения» Остина Клеона. Автор этого сборника советов рекомендует хранить понравившиеся чужие произведения, высказывания, предложения в отдельной виртуальной или реальной папке. Для этого необходимо всегда иметь под рукой ручку и блокнот. «Украденные» мысли в новой «аранжировке» способны привести к рождению оригинальной идеи, вдохновить и подсказать способы ее реализации. Но для такого заимствования есть несколько условий.

Остин Клеон, художник, писатель:

— Есть одно важное правило: вы должны красть не у одного из своих героев, а у всех сразу. Не крадите стиль как таковой, позаимствуйте лежащий в его основе образ мыслей. Вам не нужно выглядеть как ваши герои, вам нужно видеть как они. Зачем копировать своих героев и их стиль? Чтобы попытаться «заглянуть» в их мозг. Остин Клеон уверен, что самое главное — не копировать слепо, а изменить собственное мировоззрение, ориентируясь на несколько мастеров. И вряд ли что-то получится, если перенимать только внешние признаки чужого творения или стиля, ведь тогда такое подражание приведет вас не к активизации собственного творческого процесса, а просто к созданию подделки.

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Ещё по теме:

Жить — значит творить

Жить — значит творить

Как понять, живет ли внутри нас Пикассо, Дали, Моэм или Стравинский?

22 декабря 2015 0 527
Необычные картины — хобби или искусство?

Необычные картины — хобби или искусство?

Творчество возможно из любых материалов, просто добавьте немного фантазии

23 декабря 2015 0 866
Сваляй мне красоту!

Сваляй мне красоту!

Почему современные рукодельницы предпочитают не рисовать картины, а валять их и вместо кожаных сумок носят шерстяные

6 февраля 2016 0 312

Свежие статьи

Криптомечта и реальность

Криптомечта и реальность

От майнинга к реальным деньгам: свежий опыт

12 декабря 2017 0 30
От ветропарка до цифровых ценников

От ветропарка до цифровых ценников

Чем занимаются в «Роснано» и как «прописаться» в нанотехнологической отрасли

12 декабря 2017 0 11
Карьерные кейсы наших прадедушек

Карьерные кейсы наших прадедушек

Как стать крупнейшим издателем Европы с тремя классами образования и другие невероятные истории

11 декабря 2017 0 41