интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
-4 .. -6
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 59.23
  • 69.80
спецпроект
Большие гонки

Карандаш, живи! Смартфон, умри?

 

И дети, и взрослые сегодня буквально живут в своих смартфонах, школы начинают отказываться от уроков ручного письма... Что же в условиях цифрового мира ожидает рынок канцелярских товаров? Обратились с этим вопросом к Ольге Сас, гендиректору российского представительства FILA Group. У этой корпорации двадцать один завод, разбросанный по миру от Италии до Индонезии, и еще тридцать девять представительств по всему миру. Достаточно масштабный бизнес, чтобы беспокоиться насчет его будущего!

Текст: Анастасия Столбова

 

— Ольга, пока школьные ручки и тетрадки не отменили, но все же, как вы конкурируете с нетбуками и планшетами? В будущее глядите с тревогой?

— Сейчас наша основная фабрика в Италии работает нон-стоп в три смены. За один час там производится 8 тыс. тонн глины, 100 тыс. фломастеров, 4 тыс. ручек. Все потому, что мы, во-первых, работаем на рынке, который меньше всего подвержен диджитализации, а потому активно растет и пользуется огромным спросом, в том числе и в эпоху интернета, а во-вторых, помимо канцелярии мы производим товары для раннего развития, творчества, хобби и декорирования, художественные и реставрационные материалы, охватывая, таким образом, все сегменты глобального рынка. Причем эта продукция подходит для творческих ребят в возрасте от 18 месяцев (в России обычно минимальное возрастное ограничение для детских товаров «3+»). Самовыражение и личностное развитие являются непреходящими ценностями, думаю, нам всегда будет для кого работать. И в этом смысле мы не конкурируем с планшетами, а скорее, наоборот, дополняем и «оттеняем» их. Фактически мы побуждаем проводить время «офлайн», где можно получить гораздо больше удовольствия от обучения и развития.

 

 

— И даже кризис не сказывается, все-таки у вас товар премиум-класса?

— Самое сложное — объяснить, что мы не премиум. Наши цены достаточно гуманны по сравнению со среднерыночными, и разница, к примеру, в 10% между нами и другим производителем компенсируется качеством. Как показывает опыт, современный потребитель ориентируется в первую очередь не на цену, он отдает предпочтение удовольствию и комфорту. Так что на этом рынке выигрывает тот, кто предоставляет более яркие пигменты красок, карандаши из экологичной древесины, пластилин, который настолько безвреден, что его можно есть. Судите сами: представительство FILA Group в России открылось в 2013 году, и за это время оборот компании уже превысил 200 млн рублей. В прошлом году в состав компании вошли легендарные бренды — Canson Group, St. Cuthberts Mill, Daler-Rowney. Так что в России у нас все только начинается.

— А какая основная проблема в работе международного бренда на российском рынке?

— Не люблю слово «проблемы». Основная трудность для международного бренда — «встать на полку», дальше за дело берутся специалисты и сама продукция. Иногда бывает сложно «дойти» до людей, которые принимают решения, но и это тоже не невозможно. Хорошо работает формирование спроса, обучение персонала. Ведь основные продажи делают люди. Поэтому очень важны профессионализм и высокий уровень компетенции продавцов. Главное — предоставить дистрибуторам понятные цены (например, с 1 апреля FILA ввела систему рекомендованной розничной цены для всех своих представительств и филиалов) и наценки и объяснить партнерам, как и на чем можно заработать.

 

 

— Каковы, по вашему мнению, перспективы канцелярского рынка? Не исчезнут ли в скором времени тетради и блокноты, оставив на полках лишь товары для творчества?

— Не уверена, что блокноты исчезнут — скорее, наоборот, возможно возвращение к истокам: уход от компьютера к простой бумаге и карандашу. Также уже сейчас идет активное вовлечение взрослых в творчество — все большую популярность набирает идея, что этот вид деятельности не имеет возрастных ограничений. А потому канцелярский и арт-рынки сейчас очень активно растут и, на мой взгляд, будут продолжать расти и в дальнейшем.

— Сильно ли заметна разница между работой в России и за границей? В чем эта разница выражается?

— Западный рынок, безусловно, имеет свою специфику, которая, на мой взгляд, выражается в более строгих требованиях к бизнесу. Это абсолютная прозрачность всех процессов, социально ответственный подход, четкое планирование, анализ, постоянная оптимизация. Все самое лучшее из западного подхода к бизнесу мы стараемся транслировать в российскую действительность, опираясь при этом на особенности местного рынка и национальной культуры. Представительство в другой стране — это тот уникальный формат, который позволяет соединить знание и традиции локального рынка с мировым опытом.

 

 

— Как различаются потребности клиентов России и Европы?

— Главные отличия — в культуре потребления. В Европе дети практически не используют товары для творчества дома, их досуг строится по-другому. Все творческие материалы закупаются через каталоги школами и детскими садами. В целом у европейцев абсолютно другой подход к выбору продукции: безопасность и качество для них на первом месте, тогда как для российского покупателя достаточно большое значение имеет цена. Вообще в Европе трудно найти товары сомнительного качества, бренды-однодневки там не так популярны. Во всем чувствуется более основательный подход, люди ищут качество, потому что хотят быть уверенными в результате.

— А как различаются потребности внутри России? Скажем, что из канцелярии больше любят в Питере, что в Самаре, а что в Сочи?

— Потребности внутри нашей страны, к сожалению, определяются возможностью выбора. Но есть и небольшая специфика по регионам. Однако если мы говорим о раннем развитии, детском творчестве и требования в школах, то разница в потребностях едва уловима.

 

 

— Как привить вкус к хорошему? Как приучить клиента к тому, что надо покупать пусть чуть дороже, но более качественное и экологичное?

— Люди обычно сами к этому приходят, ведь в нашей отрасли разница между качественным и некачественным продуктом становится очевидной уже при первом опыте. Иногда недобросовестно сделанный инструмент для творчества может перечеркнуть все желание заниматься, что, безусловно, обидно. Это могут быть жесткие, тусклые карандаши, царапающие бумагу, пластилин, кусочки которого нельзя склеить или размять. В сегменте товаров для раннего развития и творчества, например, качество продукции несоизмеримо важно. Продукт должен быть абсолютно безопасным (гипоаллергенным, натуральным), удобным для использования (мягким — если речь идет о пластилине, подходящим по форме и размеру — если речь о карандашах), полезным и привлекательным для ребенка. Каждый родитель в первую очередь заботится о комфорте и безопасности малыша. Качественный продукт не только пробудит в ребенке желание творить, но и поспособствует его успешному развитию. Так, специальные карандаши формируют правильный захват руки, пальчиковые краски улучшают моторику, развивается воображение, чувство прекрасного и множество других навыков.

— Стоит ли новичкам соваться в канцелярский бизнес? И что вы им посоветуете — стать представителями крупной компании или развивать свой маленький бренд?

— Я думаю, что нашей отрасли не хватает «свежей крови», современного подхода и новых идей. В России недостаточно как представительств крупных компаний, так и различных каналов продаж. Поэтому я думаю, что от появления новичков наша отрасль только выиграет.

 

 

Мы работаем в уникальном сегменте рынка, который объединяет книги, игрушки, творчество, хобби, стиль жизни, арт-индустрию, и все это сверху приправлено потребностью в обучении (на первом месте) и самовыражении (на втором). На мой взгляд, данный рынок содержит огромные перспективы для развития, и в настоящий момент его емкость и возможности недооценены. Это объемное пространство для инноваций и креатива, способное породить очень интересные проекты и кейсы.

— Каковы шансы молодой фирмы по производству канцелярии выжить и стать успешной?

— Новые технологии — это всегда прорыв, своеобразная история уникальности, спрогнозировать которую трудно.

— Как вы считаете, что ждет российский рынок канцелярии в ближайшее десятилетие?

— К сожалению, наши отечественные производители в настоящий момент очень далеки от своих зарубежных коллег. Огромная часть творческой продукции просто не производится в России и, более того, никогда не производилась. Это пастель, фломастеры, ручки, восковые мелки, кальциевый мел, натуральный пластилин, сухая акварель — список можно продолжать до бесконечности. Печальна история даже с производством карандашей, несмотря на то, что дефицита лесов в России не наблюдается.

Таким образом, российский канцелярский рынок сильно зависит от импорта. Если не произойдет каких-либо потрясений, то, следуя за международными тенденциями, он будет развиваться в сторону развития художественных материалов.

 

 

Эпоха селфи сейчас планомерно переходит в эпоху «я сделал это сам, своими руками». Хорошо заметен тренд на обучение рисованию. Люди рисуют в барах, проходят онлайн-курсы, участвуют в пленэрах. Современное искусство постепенно размывает границы, творчество становится доступно и интересно для всех. И пока мы живем и развиваемся внутри этого тренда, наш рынок обречен расти.

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Свежие статьи

Карьерные кейсы наших прадедушек

Карьерные кейсы наших прадедушек

Как стать крупнейшим издателем Европы с тремя классами образования и другие невероятные истории

11 декабря 2017 0 28
Привет, деньги!

Привет, деньги!

Умеют ли петербуржцы копить, согласны ли на ежедневную оплату труда и рискуют ли тратить «здесь и сейчас»?

10 декабря 2017 0 20
Нет календарям и кружкам

Нет календарям и кружкам

Что креативного можно положить коллегам под елку в этом году?

9 декабря 2017 0 80