интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
1 .. 3
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 57.51
  • 67.89
спецпроект
Меняющие мир

Афиша

понедельник, 23 октября

Луч света в храме науки

 

В рамках открытия международного Года света и световых технологий в Петербурге прошла серия открытых лекций Art&Science. В великолепном зале Академии им. А.Л. Штиглица специалисты с мировым именем в области световых технологий раскрывали тайны великих художников и доказывали пользу синтеза науки и искусства.

Текст: Валентина Ивонина

Фотографии: Александр Костин

 

 

Лекции о взаимосвязи науки и искусства заинтересовали многих: общедоступный язык повествования привлек к мероприятию внимание не только специалистов и учащихся оптических специальностей, но и творчески направленную молодежь из художественно-промышленной академии. «Меня интересуют актуальные направления науки, в частности оптики, где могли бы быть использованы элементы искусства. Любопытно, как и над чем работают специалисты в этих областях, где конкретно в науке можно применить свои знания художника», ─ делится своими ожиданиями от лекций Павел Бережной, студент СПбПХА им. А.Л. Штиглица, изучающий художественную обработку металлов.

Главная цель сегодняшних лекций ─ опровергнуть то, что «свободный художник» и «занудный ученый» стоят по разные стороны баррикад. По словам Чарльза Фалко, профессора Университета штата Аризона, художники эпохи Возрождения активно использовали законы оптики при создании своих шедевров. Например, рассматривая фрагмент картины Лоренцо Лотто, профессор рассказывал, каким образом художнику удалось реалистично изобразить узор на ковре. Для этого Фалко выделял в рисунке три плоскости и, используя оптические формулы перспективы, получал контур того, как в действительности должен видеть фигуру наш глаз. Удивительно, но контур идеально совпадал с тем, что изображен на картине. Профессор также приводил примеры использования в живописи камеры-обскуры, выпуклого зеркала, а затем перешел к рассказу об Ибн-аль-Хайсаме: его вкладе в оптику и искусство эпохи Возрождения.

 

 

Одним из тех, кто выдвинул оригинальные идеи в области оптики, является арабский ученый Ибн-аль-Хайсам. Изучая, помимо всего остального, принцип получения глазом изображения, он опроверг теорию об особых лучах, которые исходят из глаз и «ощупывают» предметы. Ибн-аль-Хайсам выдвинул гипотезу о том, что мы видим определенные предметы в результате лучей, исходящих от них и попадающих в наш глаз. Его труд «Сокровища оптики» пользовался огромной популярностью в Европе; ему же принадлежат опыты по преломлению света и объяснение принципа действия камеры-обскуры.

Продолжил тему связи оптики и искусства профессор Университета ИТМО Сергей Стафеев. Сделав акцент на архитектурном наследии Египта, Греции и Италии, он привел пример «оптического чуда». Египетский храм Абу-Симбел был построен таким образом, что солнце проникало в самую глубину храма всего лишь два раза в год в результате точнейших расчетов египетских жрецов. В Средние века в поисках гармонии родилась готическая архитектура, а вместе с ней и понятие теологии света. Храм обязательно должен быть наполнен светом, который выполняет две роли ─ физическую и божественную, а знаменитая католическая витражная «роза» символично трактует средневековую «теорию большого взрыва». 

 

 

Возвращаясь к теме профессионального сотрудничества представителей науки и искусства, Стафеев привел в пример существовавшее ранее объединение под названием «Гильдия Святого Луки», в котором художники тесно взаимодействовали со стекольщиками, печатниками и учеными. В истории были и те, кто ни в какую не признавал вмешательство теории в искусство. Например, Гете всегда выступал против цифровых обозначений цвета.

Всем заинтересовавшимся лекцией профессор посоветовал обязательно прочесть книгу «Секреты старых мастеров». В ней подробнейшим образом рассказывается о технологиях создания мировых шедевров искусства. Показав на одном из слайдов треугольник, по углам которого были расставлены надписи «наука», «искусство», «техника», а в центре помещался «свет», профессор заметил, что «оптика плодотворна во всех направлениях». И во все времена.

Про особенность цветовосприятия со свойственной итальянцам экспрессией и живостью рассказывал Алессандро Фарини, профессор физики Университета Флоренции. В пример того, когда даже нереалистичные цвета не вызывают зрительного дискомфорта, профессор привел картины Караваджо. За счет светотени художнику удалось «убедить» зрителя в «реальности» нарисованного. Профессор проводил «фокусы» с восприятиями цветов. «Кто верит, что цвет у выделенных элементов одинаковый?» ─ вопрошал профессор, показывая слайды. Мнение зала оказывалось неоднозначным. На самом деле, цвет объектов был одинаковый, но, как объяснял Алессандро Фарини, мы интерпретируем цвета, сравнивая их с другими, соседними. Тем самым, мы идентифицируем реальность. По мнению профессора, такой навык крайне полезен. 

 

 

Не осталось без внимания и знаменитое бело-золотое (сине-черное) платье, новость о котором облетела весь интернет и вызвала невероятный резонанс. Профессор привел статистику того, как видят цвета мужчины и женщины и объяснил, что разность интерпретаций и зрительный опыт приводят в некоторых случаях к разному восприятию цветов.

Ученые, непревзойденные специалисты в области оптики, с готовностью отвечали на вопросы зала. Обходя сложные формулировки и формулы, они стремились прежде всего заинтересовать слушателей всех специальностей, показать исторические аспекты синтеза оптики с живописью и архитектурой и наглядно продемонстрировать, к каким грандиозным открытиям может привести сотрудничество науки и искусства.

 

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Ещё по теме:

Что нам светит

Что нам светит

Декан естественнонаучного факультета Университета ИТМО Сергей Стафеев о новых технологиях и Международном годе света

6 мая 2015 0 219
От креатива до нанотехнологий

От креатива до нанотехнологий

Современные научные лаборатории, открытые в последние пять лет

8 мая 2015 0 302
Ученые предлагают сделать подводный античный город в Крыму туристическим центром мирового значения

Ученые предлагают сделать подводный античный город в Крыму туристическим центром мирового значения

Античный город находится под водой и почти не утратил своей целостности

8 июня 2016 0 72

Свежие статьи

Очень деловые (часть I)

Очень деловые (часть I)

Женщины, без которых наша жизнь сложилась бы по-другому

23 октября 2017 0 11
Ужасы от «Понедельника»

Ужасы от «Понедельника»

Жители Петербурга о любимых «ужастиках» и своих собственных страхах

22 октября 2017 0 23
Факты вместо мелодрам?

Факты вместо мелодрам?

Когда душещипательные романы о вампирах и головоломные детективы приелись, наступает пора литературы нон-фикшн

21 октября 2017 0 182