интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
0 .. -2
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 61.32
  • 75.65
спецпроект
Работа над ошибками

Сергей Сучков: «Стартап — это прыжок в пучину неизвестности»

 

Сервис Radario, привлекший в прошлом году чуть более миллиона долларов, совершил стратегическое расширение своих опций — и из билетной платформы превратился в многофункциональную систему для рынка развлечений, которая выгодна и организаторам, и артистам, и лейблам, и посетителям концертов. О том, как удалось за два года развить сервис до выхода на европейский уровень и расширить возможности проекта, мы узнали у сооснователя проекта Сергея Сучкова.

Текст: Екатерина Ерина

 

— Когда и как вы начали заниматься развитием проекта?

— Мы начали в 2012 году, когда я нашел Антона Брянцева, технического директора. Мы начали с идеи билетной платформы — и она позволила нам стремительно войти на рынок билетов. Нам сразу очень повезло — в то время открывался клуб A2, который и стал нашим первым клиентом. И аудитория клуба оказалась самой подходящей для тестирования сервиса — это люди, которые были готовы покупать электронные билеты, поскольку для них это действительно удобнее, чем стоять в очереди в кассе клуба. На тот момент никто из билетных операторов не собирался внедрять что-то новое, они делили рынок в некоей пропорции и работали в уже сформированном поле.

И тут появились мы — молодые и в чем-то наглые. В 2013 году к нам присоединилась исполнительный директор Мария Малос, вдохновленная нашим успехом и смелостью. В середине прошлого года у нас появился первый крупный партнер, «Радио Рекорд», и этот большой шоу-кейс с хорошими показателями роста (за год с небольшим их объем продаж вырос в три раза) позволил нам совсем по-другому общаться с другими игроками на рынке развлечений.

 

 

— Насколько я знаю, сейчас Radario — это не только билетная платформа. Расскажите подробнее, что сейчас представляет собой проект?

— В принципе, любая концепция и любая компания от некоей точки старта, от зародившейся искры до реализованного продукта развивается несколько иначе, чем первоначально было задумано. Если все идет успешно, она начинает расти. И это здорово, когда ты понимаешь, что сначала ты придумал одно, а потом, изучив рынок, переходишь к более серьезному продукту, а когда ты приходишь на рынок с сильным продуктом, понимаешь, что есть и другие незакрытые ниши, которые дают возможность заполнить эти потребности своим продуктом. Наша идея из билетной платформы переросла в инструмент для участников рынка развлечений и сейчас превращается в экосистему, состоящую из ряда облачных сервисов.

Основная часть — это облачный сервис по организации продаж билетов, возможности попасть на событие. Второе — продажа фанатской атрибутики и мерчандайза. Третье — продажа контента, видео- и аудиостримминг. И последнее — продвижение билетов и услуг с помощью самых современных инструментов маркетинга. Сейчас мы тестируем, как такая совокупность может работать и как из этого сделать некую смарт-систему для индустрии развлечений.

 

 

— То есть, по сути, вы сейчас только формируете идею и готовите ее к запуску?

— Наша платформа обладает очень хорошим ядром, благодаря чему какие-либо дополнительные функции могут быть встроены в нее в формате модулей. Это новые продукты, которые могут быть встроены в систему. Вместо билета может быть футболка, вместо футболки — любой другой продукт, который наш партнер внес в систему. Сейчас у нас около 450 партнеров в этом направлении. Компания, которая использует сервис, может выбрать самостоятельно, какие именно модули ей необходимы, и работает именно с ними.

 

— Как пришла идея запускать продажу контента и мерчандайза?

— В любой сфере есть система точек, соединяя которые, можно найти собственное решение. Это самые близкие к билетному бизнесу направления — на каждом концерте фанаты покупают футболки, диски, брелоки. Ты выбираешь билет, и тебе предлагают сразу купить футболку или диск с записью этой группы. Для партнеров это повышение среднего чека и дохода в целом. Для театров, например, это отличная возможность показать запись или онлайн-трансляцию тем, кто по каким-то причинам не может прийти на спектакль.

 

— То есть, помимо концертной индустрии, вы сотрудничаете и с театрами?

— Покупка в интернете сейчас — тренд, и для многих театров это возможность почувствовать многомиллионную аудиторию, которая раньше была где-то вне пределов их досягаемости. Интеграция с крупнейшими театрами показывает, насколько велика была потребность людей в покупке билетов в театр онлайн. Этот рынок кажется всем архаичным, поэтому многие им не занимаются, видимо, совсем не оценивая масштабов работы с театрами. При этом объем рынка больше концертного в два раза! Для нас этот сегмент стал в прошлом году новой точкой роста, и сегодня мы успешно работаем с театрами по всей России.

 

 

— Одна из основных проблем технологических стартапов — нехватка ресурсов. Либо не хватает квалифицированных разработчиков, либо финансирования, либо чего-то еще. Как вы преодолели этот этап?

— У меня есть свое коммуникационное агентство, которое постепенно выросло до состояния, когда сильная команда внутри него теперь может сама развивать его дальше. При этом я давно уже был расположен к технологиям, хотел запускать сервис покупки билетов в кино, когда его еще не было — а идея пришла как раз в тот момент, когда я стоял в очереди за билетами и не понимал, почему билет на самолет я купить онлайн могу, а в кино — нет. Когда у меня появилась возможность развить эту идею, я со специальным консультантом начал искать себе технического директора, так я познакомился с Антоном.

Сначала я вкладывал собственные средства в развитие проекта, но, понимая перспективы, мы вышли на уровень поиска инвестора. Тут оказалось, что для получения финансирования надо быть внутри «тусовки» инвесторов, а я был вне ее, и надо было либо внедряться и долго находить контакты со всеми, либо каким-то чудом, своей харизмой и верой найти партнеров, которые захотели бы в этом проекте участвовать. Через некоторое время весть о том, что мы ищем инвестиции, достигла двух заинтересованных людей, которые решили нас поддержать — так мы подняли $1,2 млн инвестиций.

 

— А вы оговаривали условия, рост компании или выход на IPO?

— Стратегия выхода на IPO не была нашей главной целью, важнее было создать стабильно прибыльный бизнес, и, как мне кажется, это самая правильная стратегия. При всей важности составления бизнес-планов, любой стартап — это когда ты прыгаешь буквально в пучину неизвестности. И в этом тоже своя прелесть!

 

 

— Вы собираетесь выходить на зарубежные рынки?

— Мы уже запустились в Северной Европе, до конца года будут подписаны первые контракты с партнерами в Финляндии, Португалии и Бразилии. Я сам лично ездил на пресейлы к этим клиентам и обнаружил, что порой то, что мы представляем как главную ценность, для них таковой не является, а важны, на первый взгляд, второстепенные вещи. Например, для них действительно важной опцией оказался еженедельный вывод средств — им приходится ждать вывода средств от билетных операторов в течение 40 дней после проведения мероприятия. Еще один фактор, который важен для европейских партнеров, — доступ к их базе посетителей, за возможность пообщаться с собственной же аудиторией обычно приходится платить билетному оператору.

 

— Планируете ли внедрять какие-либо новейшие технологии?

— Человек покупает не билет, а эмоцию. И, как мне кажется, само понятие «билета» уйдет. Сейчас уже есть бесконтактные платежи, и в дальнейшем все перейдет в некую полностью бесконтактную технологию, благодаря которой человек сможет прийти на мероприятие свободно, если его смартфон идентифицирован системой. Бумажные билеты и QR-коды — это атавизм. У нас пока нет секретной лаборатории по разработке новейших форматов, но в дальнейшем мы планируем в этом направлении двигаться, поскольку для успешной работы в индустрии развлечений важно смотреть на несколько шагов вперед.

Надолго планировать невозможно — технологии возникают очень быстро, с их появлением картина мира тоже неумолимо меняется. То, что несколько лет назад в сфере технологий казалось сенсацией, сейчас кажется обыденностью. Но мы с широко открытыми глазами смотрим на то, что сейчас происходит в сфере новейших технологий!

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Ещё по теме:

Фандрайзинг: стоит лишь начать

Фандрайзинг: стоит лишь начать

Что делать, если в наличии — лишь идеи? И чем поможет фандрайзинг в создании своего дела...

17 апреля 2014 0 1054
Бизнес — это просто

Бизнес — это просто

О том, как наконец начать свое дело...

25 сентября 2014 0 1852
А не открыть ли мне... буфет?

А не открыть ли мне... буфет?

Почему в качестве бизнеса зачастую выбирают услуги, а не собственное производство?

11 января 2015 1 5394

Свежие статьи

Одно облако на пять ударов сердца

Одно облако на пять ударов сердца

История физика-мечтателя, волшебный вербатим и почему в театр снова можно ходить за вдохновением

21 апреля 2018 0 8
Каков твой план Б?

Каков твой план Б?

Есть ли жизнь после журналистики?

20 апреля 2018 0 37
Модный зануда

Модный зануда

Виталий Васянович о научпопе как бизнесе и миссии

20 апреля 2018 0 29