интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
9 .. 11
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 57.09
  • 67.30
спецпроект
Меняющие мир

Спектакль-невидимка

 

Звуки, запахи, тактильные ощущения — это то, что «видят» слепые люди. Именно с помощью звуков, запахов и изменений температуры в зале режиссер Катя Негурца показала незрячим малышам добрую сказку «Вольке». А актеры московского Театра имени Булгакова смогли создать максимальное ощущение присутствия. Но самое главное — это аромат мандаринов, приглашающий в рождественскую сказку, и дружеские разговоры обо всем на свете, которые вели маленькие гости с коллективом театра до и после спектакля. О том, как это начиналось и чем продолжится, рассказывает сам режиссер.

Текст: Кристина Фирсова

 

 

О том, как играть для тонко чувствующих мир детей 

 

Спектакль «Вольке» был поставлен в Театре имени Булгакова в рамках программы «Спектакли-невидимки» для слепых и слабовидящих детей. В основу сказочного представления легла история, написанная моей подругой Ксюшей Дмитриевой. И повествует она о добром немецком мальчике, путешествующем из Германии в Россию с пушистым облаком Вольке. 

В принципе, это достаточно серьезная пьеса о совести, добре, взрослении, и нам не просто было представить себе, как сделать ее «видимой» для наших будущих зрителей. Перед тем как приступить к постановке спектакля, мне пришлось перевернуть горы специальной литературы о работе со слабовидящими и слепыми детьми. Часто нам с актерами приходилось идти буквально «на ощупь», прислушиваясь только к своим чувствам.

Свою постановку, имеющую, кстати, строгие возрастные ограничения, я предложила московской коррекционной школе. Так, нашими первыми зрителями стали незрячие ребятишки до 12 лет, как и все дети, постоянно ожидающие чуда. Невизуальная игра, состоящая из мелодий, прикосновений, узнаваемых запахов была рассчитана нами на 35 зрителей.

 

О том, как живое общение победило страхи и переживания актеров 

 

 

Актеры страшно переживали, смогут ли они сыграть так, чтобы не ранить и не испугать маленьких зрителей. Получится ли у взрослых людей создать комфортную и уютную обстановку в зале, где находится тридцать пять тонко чувствующих мир малышей. Но после знакомства мы поняли: бояться нечего. У ребятишек нет комплексов, они полностью открыты для общения, а главное — безмерно добры. Каждый из них — индивидуальность! Фантазеры, тонко чувствующие музыку, желающие каждый день узнавать что-то новое, так выразительно читали стихи на внеклассном чтении, что мастера сцены переглядывались и шептали: «Господи, они лучше нас!»

 

О случайностях и неожиданных решениях 

 

 

То, что на презентацию спектакля в Ульяновске пришли слабовидящие дети, стало настоящей неожиданностью для всей труппы. Ведь постановка была рассчитана только на незрячих детей, и основной упор был сделан на восприятие звука, прикосновения, запахи. Визуальные эффекты были убраны нами на второй план. Например, Рождество преподносилось ароматами мандарина и корицы, а когда, повинуясь сценарию, наш главный герой тонул, на зрителей летели капельки воды. Детям подносились еловые шишки, чтобы они руками ощутили то, что никогда не видели.

Но группа, пришедшая на спектакль в Ульяновске, пусть плохо, но видела. И никак не могла понять, зачем взрослый человек, рассказывающий сказку, режет при этом бумагу и тычет ножницами в микрофон. Дети смеялись, а актеры расстраивались и переживали.

Решение пришло неожиданно.

Мы просто взяли повязки, предназначенные для взрослых, сопровождающих детей в театр, и раздали их на следующем спектакле слабовидящим малышам. Теперь и они, не видя перемещений на сцене, смогли «посмотреть» спектакль с помощью чувств.

 

О том, как я бросила журфак и уехала в столицу 

 

 

Сама я родом из Ульяновска. В пять лет меня увезли в Кишинев. В 16 лет я перебралась в Поволжье и поступила на факультет журналистики. Но вскоре случилось так, что в драматической студии я стала проводить времени больше, чем в редакциях газет. Я буквально жила за кулисами. Старалась не пропускать ни одного спектакля. Решение бросить все и уехать в Москву стало для меня и вполне логичным, и внезапным одновременно!

 

О театре «в бетоне» и «подземельных» постановках 

 

 

Во время экскурсии в дом Булгакова я, давно одержимая идеей открытия собственной актерской студии, выпросила место для занятий. Это был темный и ветхий подвал, с дырой в потолке, через которую постоянно текла вода. Контраст невообразимый: наверху размещался музей — заветная мечта отечественных и зарубежных театралов, а внизу — «театр в бетоне», заваленный хламом.

В подвале своими силами был сделан ремонт, и мы стали создавать театрализованные экскурсии. Актеры, переодетые в булгаковских персонажей, сопровождали гида, чем приводили в полный восторг посетителей. Это стало рождением театрального коллектива «Бу...», которым я руководила на протяжении нескольких лет. После того как открылся Театр имени Булгакова, наша труппа просто растворилась в нем. Теперь мы часть театра! Я служу теперь здесь режиссером, и вместе с замечательной актерской командой мы разрабатываем независимые творческие проекты.

 

О Хармсе и новых спектаклях 

 

Сопровождение зрителей по комнатам дома-музея, по улицам, создание спектаклей-путешествий — это то, с чего начинался «Бу...». Зритель вначале подглядывал за событиями, а потом превращался в участника постановки. Проект «Триночие» повторил рождение «Бу...». Это своеобразная экскурсия по произведениям Булгакова, по биографии писателя. Потом появились «Хармс втроем», «Алиса в Стране чудес», «Мой папа» и еще несколько спектаклей.

Около месяца назад наш коллектив решил создать еще один спектакль для незрячих людей.

Но теперь постановка будет рассчитана на подростков. За основу взяли два произведения: «Чучело» и «Вам и не снилось!». Работа только начинается, и мы все в предвкушении замечательного, хоть и непростого путешествия. Теперь у нас есть уже некоторый опыт, но мы все отдаем себе отчет в том, как много сил потребуется для того, чтобы создать вокруг зрителя настоящий живой, «дышащий» мир, который он сможет «увидеть».

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Ещё по теме:

Дело его жизни: Борис Драгилёв

Дело его жизни: Борис Драгилёв

Актёр театра и кино Борис Драгилёв — о сторителлинге, актерском мастерстве и главном проекте своей жизни

9 декабря 2015 0 198
Чистый образ лошади

Чистый образ лошади

Актер и режиссер Евгений Ткачук о своем пути к созданию конно-драматического театра «Велесо»

14 октября 2016 0 423
Николай Храмов: Как выжить когда «телефон молчит»?

Николай Храмов: Как выжить когда «телефон молчит»?

Актер театра и кино рассказал о суровых законах выживания в сценическом закулисье

1 декабря 2016 0 200

Свежие статьи

«“Оно” не такое страшное, как шеф или ипотека»

«“Оно” не такое страшное, как шеф или ипотека»

Реальные страхи: чего мы боимся на самом деле и как с этим справляться?

17 октября 2017 0 7
Врач из Святой земли

Врач из Святой земли

Правдотерапия: почему израильская медицина признана лучшей в мире?

17 октября 2017 0 7
Правильный фрилансер

Правильный фрилансер

Как не ошибиться с подбором исполнителя под ваш проект

16 октября 2017 0 34