интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
-1 .. -3
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 59.46
  • 69.82
спецпроект
Меняющие мир

Убьет ли сезон блокбастеров Голливуд?

 

Основной взнос в копилку летних кассовых сборов вносят жутко дорогие и столь же прибыльные блокбастеры. Однако некоторые старожилы кинобизнеса считают, что погоня за прибылью приведет «фабрику грез» к невиданному доселе краху — и тогда на обломках голливудской империи расцветут менее выгодные, но более человечные жанры.

Текст: Лариса Сахарова

 

Лето, солнце, жара, каникулы. Самое время выпустить на экраны пару-тройку отличных мультфильмов для похода всей семьей. И они есть у прокатчиков. В тени кинотеатров взрослых и малышню поджидают «Подводная эра» (после нас действительно был потоп и остались лишь под- и надводные), третьи «Тачки» и такой же «Гадкий Я», вторая «Реальная белка», улыбчивый «Эмоджи фильм», несколько симпатичных анимационных лент азиатского и европейского производства, из наших же отметятся «Маша и Медведь» и «Сказ о Петре и Февронии». Но этим жаркие киносеансы не отличаются от прочих периодов каникул, анимационные вязанки — не основное топливо летних кассовых сборов.

 

Челюсти блокбастера

 

«Фишка» же летнего кинопроката — блокбастеры с парой сотней миллионов бюджетного финансирования. Традицию, как ни странно, заложил жанр, который ныне, в эпоху тотальной цензуры, перестал входить в число сверхкассовых. 20 июня 1975 года в летний кинопрокат мертвой хваткой вонзились «Челюсти» Стивена Спилберга. Культовый фильм ужасов побил все кассовые рекорды и адаптировал театральный термин «блокбастер», который стали применять к чрезвычайно прибыльной, сенсационной картине. Позже определение также стало подразумевать колоссальные производственный и маркетинговый бюджеты ленты.

 

 

С выходом Голливуда на арену отечественного кинопроката в Россию перекочевала и традиция «летних блокбастеров». Причем если раньше российский релиз картины мог отставать на месяц, теперь премьера выходит в тот же день, что и в США. Причин тому несколько, одна из которых — не слишком хорошее качество фильма.

Катерина Назарова,
глава департамента коммуникаций кинокомпании «Вольга»:

— Пять крупнейших мировых прокатчиков практически день в день с американской премьерой выпускают киноленты на зарубежных территориях (кроме Китая). Это прежде всего связано с разрывом между ожиданием аудитории и фактическим наполнением фильма. В эпоху интернета «сарафанное радио» срабатывает молниеносно: если блокбастер не понравился американскому зрителю, об этом узнают российские киноманы и могут под влиянием чужого мнения не пойти на сеанс. «Сарафан» начинает сказываться на второй неделе проката. Например, «Чужой. Завет» на второй неделе потерял довольно много сеансов, однако «Меч Короля Артура», несмотря на падение сборов в США, хорошо прошел у нас.

 

 

Другой фактор, который влияет на одновременный релиз, — новый огромный всплеск пиратства в России. Если два года назад после принятия законодательства о блокировке сайтов с прокатом фильмов стало немного легче, то сейчас все уже научились обходить блокировки, делать «зеркала». Проблема кроется не только в возможности бесплатного просмотра, а и в том, что пиратские сайты стали мощной рекламной индустрией. Думаю, что в ближайшее время пиратство будет только развиваться, а решением проблемы могут стать крайние меры и штрафы для конечных потребителей данных сайтов.

 

Будущее с гарантией

 

Еще один термин, часто употребляемый в связи с летним прокатом, — «тентпол». Тентпол — это не просто блокбастер, это фильм, на который киностудия делает основную ставку в прибыли. Он подразумевает мощнейшую маркетинговую раскрутку и высокие гарантии дохода, которые должны принести продаж как а билетов, так и различной сопровождающей продукции (футболок, игрушек). Например, заявленная более десяти лет назад и наконец дошедшая до проката этим летом экранизация серии книг Стивена Кинга «Темная башня» — явный блокбастер, но не тентпол. Из нынешних сезонных премьер к фильмам-гарантам можно отнести очередных «Пиратов Карибского моря», раскрученную в комиксах «Чудо-женщину», реинкарнацию «Мумии», новое возвращение «Человека-паука», пятых «Трансформеров» и третью часть эпической «Планеты обезьян». Да, бал на тентполе правят ремейки и франшизы.

 

 

Пропасть блокбастеров

 

Однако есть люди, которые считают, что сверхприбыльный «сезон блокбастеров» приведет Голливуд к банкротству. И среди них — сам создатель летней кассовой тенденции Стивен Спилберг. Четыре года назад легендарный режиссер заявил, что если одновременно провалятся три, а то и пять фильмов-гигантов — «бизнес схлопнется». Первый звоночек прозвучал в прошлом году, когда в основном по прибыли американском прокате крайне блекло выступили «Варкрафт», «Бэтмен против Супермена», «Люди Икс: Апокалипсис», «Тарзан. Легенда», «Черепашки-ниндзя 2», «Стартрек: Бесконечность», «День независимости: Возрождение», «Охотники за привидениями», «Большой и добрый великан», «Алиса в Зазеркалье». От краха тентполы спасли только сборы на зарубежных территориях.

Что случится, если предсказание Спилберга все-таки сбудется? Нишу заполнят относительно небольшие производители кино и более человечные жанры. А затем, оправившись от краха, их примеру последуют крупные киностудии и перераспределят финансирование в угоду менее дорогим проектам.

 

 

Лето-2017 также не лишено альтернатив блокбастерам, разумеется, сезону в основном соответствуют развлекательные жанры, но встречаются и весьма качественные драмы. Комедия «Очень плохие девчонки» со Скарлетт Йоханссон, военная драма «Дюнкерк» с Томом Харди и Киллианом Мерфи, боевик «Взрывная блондинка» с Шарлиз Терон, триллер «Роковое искушение» с Николь Кидман, историческая мелодрама «Тюльпанная лихорадка» с Джуди Денч и Кристофом Вальцем, комедийный боевик «Его собачье дело» с Брюсом Уиллисом — все эти ленты родились в недрах киногигантов, снабжены звездами первой величины и запущены на большое количество экранов.

 

Мал, да дорог

 

Не стоит забывать и об ограниченном кинопрокате, в который летом обычно попадают европейские комедии и интеллектуальные шедевры со всего мира. Маленькие премьеры живут по собственным правилам: не собирают 10% годовой выручки на новогодние праздники, как представители широкого проката, не имеют ярких отличительных сезонных особенностей и надеются на плохую погоду.

Роман Дорофеев,
директор по кинопрокату «Русского репортажа»:

— Наша компания занимается ограниченным прокатом (до 50 экранов, иногда — до 100). В подобном кинопрокате лето — не самый прибыльный сезон. Но есть фильмы, которые выходили в это время и собирали очень большие деньги: «Пина: Танец страсти в 3D», «Джульетта» Альмодовара и «Капитан Фантастик». Выбор даты премьеры связан со многими факторами, иногда он зависит от требований зарубежных дистрибуторов, другой аспект — пиратство. В принципе, в нашем секторе зависимость от сезона не очень большая. Летом сокращается количество зрителей, но летом уменьшается и общий объем выходящих фильмов (с пятнадцати до пяти релизов в неделю). Потому наши ленты легче «воткнуть» в этот период. С точки зрения других сезонов самое прибыльное время ограниченного кинопроката — октябрь-ноябрь и март-апрель, а наименее прибыльное — начало сентября, когда люди возвращаются из отпусков. Зимой у нас может «выстрелить» только тематическая новогодняя лента. Вообще, наши сборы очень зависят от погоды: когда погода плохая — люди проводят время не в парке, а в кино. Но если фильм некачественный — дожди его не спасут.

 

 

Из интеллектуальных изысков этого лета можно порекомендовать британскую экранизацию очерка Николая Лескова «Леди Макбет», «Манифесто» с многоликой Кейт Бланшетт и «Во всем виноват енот» с Брайаном Крэнстоном.

 

Свое родное

 

Приятно знать, что летний кинопрокат стали более дерзко осваивать фильмы российского производства. Если раньше в жаркую пору можно было наслаждаться в основном комедиями, то в нынешнем году в кинотеатры ринулись детища мэтров отечественного кинематограф. Абсолютно логичным выглядит постканновская премьера ленты «Нелюбовь» пальмового лауреата Андрея Звягинцева, кроме того, в графике значатся «Анна Каренина. История Вронского» Карена Шахназарова и «Холодное танго» Павла Чухрая.

 

 

Очевидно, что скучать летом не придется. Мультфильмы, блокбастеры, интеллектуальные изыски и родные сердцу драмы охладят пыл и согреют под дождем. Рухнет ли глобальная индустрия из-за увлечения тентполами — увидим со временем. Но даже если это произойдет, без качественных картин российские киноманы не останутся.

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Свежие статьи

Анализируй это

Анализируй это

Как открыть собственный диагностический центр и через год вернуть инвестиции?

22 ноября 2017 0 18
Гений и кристаллы

Гений и кристаллы

Артем Оганов о пути в науку и о месте ученых в современном мире

22 ноября 2017 0 31
Клиенты 50+

Клиенты 50+

Как найти подход к возрастным ученикам и почему именно они принесут вам доход?

21 ноября 2017 0 28