интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
15 .. 17
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 59.04
  • 69.59
спецпроект
Образование 5D

Афиша

среда, 23 августа

Взяли кассу

 

В кинотеатрах мира «Форсаж-8», не сбавляя скорости, продолжает увеличивать кассу. Еще каких-то двенадцать миллионов, и он припаркуется на десятом месте самых кассовых лент в истории человечества. Что сейчас является залогом успешного проката? Зрелищность, помноженная на большой бюджет, ностальгия по общечеловеческим ценностям, низкий возрастной рейтинг и 3D-формат.

Текст: Лариса Сахарова

 

В мире глобального онлайна кинопрокату приходится выдерживать нешуточную конкуренцию с пиратскими торрентами, производителями потокового мультимедиа и интернет-кинотеатрами. Современные технологии передачи информации позволяют скачать фильм в необъятном разрешении и запустить его на огромной домашней плазме. Зачем тогда ходить в традиционный кинотеатр, выкладывать деньги за просмотр и мужественно подавлять зов природы, боясь пропустить самое главное во время вынужденной отлучки? Причины две: атмосферность и спецэффекты (желательно в 3D), до которых пока не доросла ни одна домашняя киносистема. По части первых в основном жиденько прохаживаются интеллектуалы и влюбленные парочки, вторые же привлекают абсолютно все слои населения. Если зрелище достойное (стоимостью создания от $100 млн), за него и хлеб отдать не жалко! То есть — купить билет. И хорошо бы, чтобы жаждущих зрелища было побольше, ведь рейтинг 16+ урезает кассу фильма за счет малолетних детей и их родителей. Однако даже самые невероятные спецэффекты и сносные возрастные ограничения не выведут фильм в кассовые лидеры, если в них отсутствует опора на чувства. Десятка самых кассовых — тому подтверждение.

 

 

10-е место. «Красавица и чудовище» (2017). Кассовые сборы — $1,241 млрд

 

Восьмая гонка Вина Дизеля и Ко угрожает столкнуть в кювет 11-го места самую юную ленту рейтинга. Впрочем, «Красавица и чудовище» 2017 года выпуска все еще кружит по кинотеатрам и так легко не сдастся. Помимо массы спецэффектов, создатели картины изрядно потратились на декорации (15 месяцев растили живой лес возле озера, кропотливо создавали интерьер замка). Однако кассу сделали не столько на зрелищности (отменного, надо признать, качества), сколько на ностальгии — кинолента максимально копирует знаменитый мультфильм, в который были влюблены все дети 1990-х. Камзол Чудовища, выщерблина Чашки, худоба Подсвечника — полностью соответствуют рисованному оригиналу. Ну и, конечно, музыка Алана Менкена — без песни Beauty and the Beast фильм провалился бы в прокате, не спасла бы даже химия между героями Эммы Уотсон и Дэни Стивенса.

 

 

9-е место. «Холодное сердце» (2013). Кассовые сборы — $1,274 млрд

 

На 9-м месте снова сказка, которая, однако, уже не связана с тоской по прошлому. Конечно, в качестве автора идеи указан Ганс Кристиан Андерсен, но от произведения классика в мультфильме остались только Королева да холода. Успех же основан на профессионализме, помноженном на 150-миллионный бюджет. Здесь качественно все: от сценария до визуального воплощения. Специально под «Холодное сердце» был написан ряд программ, одна из которых позволяла растопить и вновь собрать снеговичка Олофа, другая — производила множество вариантов снега (от пушистого до липкого). Среди нестандартных драматургических шагов: неромантический «поцелуй спящей красавицы» и злодей, который изначально просто душка. Но самое главное в сценарии — та тонкая составляющая, которая «цепляет», заставляет сопереживать. Немаловажным элементом прибыльности стала и дата выхода в прокат — рождественские каникулы.

 

 

8-е место. «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть II» (2011). Кассовые сборы — $1,342 млрд

 

Долгие десять лет длились съемки многочастной поттерианы, многие зрители выросли на фильмах про волшебного мальчика: начинали смотреть в младших классах, а заканчивали — в университете. Неудивительно, что на прощание с Гарри и Хогвартсом пришли сотни миллионов человек — это была последняя возможность прикоснуться к легенде. Разумеется, франшиза не снискала бы такого успеха, не имея мощнейшую литературную подоплеку — самую продаваемую серию книг всех времен и народов. Есть и еще один показатель, который отразился не столько на посещаемости, сколько на величине кассовых сборов. Вторая часть «Даров смерти» стала единственным фильмом о Поттере, выпущенным на экраны в 3D-формате — насколько отличается стоимость билетов на трехмерный сеанс от обычного, полагаем, объяснять не стоит. Что до качества съемок, режиссер Дэвид Йейтс, автор четырех фильмов о Гарри, хорошо знает свое дело. Не зря англичанину в прошлом году доверили создание спин-оффа магического мира — ленты «Фантастические твари и где они обитают».

 

 

7-е и 5-е места. «Мстители: Эра Альтрона» (2015). Кассовые сборы — $1,405 млрд. И «Мстители» (2012). Кассовые сборы — $1,52 млрд

 

На разогреве у «Мстителей» было три успешных сольных суперпроекта, главные герои которых как были в образах, так и сиганули в сверхотряд: Роберт Дауни-младший из «Железного человека», Крис Хемсворт из «Тора» и Крис Эванс из «Первого мстителя». Среди новичков же приятным бонусом стала Скарлетт Йоханссон в обтягивающем трико — она сама по себе уже спецэффект. Если один персонаж вселенной комиксов Marvel способен заработать неслыханные сборы, то что говорить о целом отряде супергероев? Перегруженный зрелищами блокбастер с 220-миллионным бюджетом стал славной жвачкой для глаз, зрители потребовали продолжение и получили его — «Эра Альтрона» стоила киностудиям чуть больше, а собрала чуть меньше, отстав от ленты-прародителя на две позиции кассового рейтинга. Разумеется, на этом мстительная история не окончится: в 2018 и 2019 годах запланированы к выходу новые фильмы супергеройской франшизы.

 

 

 

6-е место. «Форсаж-7» (2015). Кассовые сборы — $1,516 млрд

 

Как некогда смерть Хита Леджера нагнала посетителей на сеансы «Темного рыцаря», так и гибель Пола Уокера увеличила продажи билетов на седьмой «Форсаж». Трагедия была поистине мистической. Голубоглазый блондин с обаятельной улыбкой, исполнитель главной роли, возвращался вместе с другом с благотворительного вечера, когда их красный Porsche Carrera GT слетел с трассы и врезался в фонарный столб, водитель и пассажир сгорели заживо. На тот момент съемки «Форсажа-7» находились на финальной стадии. Ошеломленные коллеги Уокера пообещали завершить фильм в память о друге, сцены, в которых должен был быть задействован Пол, доигрывали его братья Калеб и Коуди Уокеры. Этот трагический PR и дебют франшизы в 3D-формате вывели седьмой «Форсаж» в лидеры по кассовым сборам. Успех же нынешнего восьмого фильма отчасти объясняют любопытством поклонников — как ребята справятся без Пола? Хотя надо отдать должное создателям «сериала»: автотрюки каждого из «Форсажей» — вершина мастерства каскадеров и создателей спецэффектов.

 

 

4-е место. «Мир Юрского периода» (2015). Кассовые сборы — $1,67 млрд

 

Голливуд вновь сделал ставку на ностальгию и не проиграл. Рассказ про парк воскрешенных динозавров в 1990-е годы покорил миллионы детей и взрослых по всему миру, ведь снял ее не абы кто, а живая легенда «фабрики грез» Стивен Спилберг. Спилберг отсидел в режиссерском кресле двух первых частей, а «Парк Юрского периода — 3» в 2001 году поручил постановщику «Джуманджи» Джо Джонстону. Как результат — двукратное падение кассовых сборов и номинация на «Золотую малину». Неудивительно, что ленту 2017 года не стали привязывать номером, «парк» же в названии заменили на «мир». Стивен опять ограничился ролью продюсера, но всячески подчеркивал, что свежая юрская история создается под его пристальным контролем. «Мир Юрского периода» вышел зрелищным, драматургия же банальна и предсказуема, нет в «Мире» очарования саспенса, присущего первым двум лентам — вроде бы пугают, но не страшно. Однако авторитет Спилберга и премьера в канун летних каникул сделали свое дело: зрители семьями скупали билеты. Премьерный трехмерный формат франшизы также внес немалую лепту.

 

 

3-е место. «Звездные войны: Пробуждение силы» (2015). Кассовые сборы — $2,068 млрд

 

В случае с фантастическим эпосом Джорджа Лукаса мелко говорить о ностальгии, здесь скорее речь идет о религии, минимум — о культе. Фраза: «Люк, я твой отец!» и пожелание «Да пребудет с тобой сила!» не сходили с уст человечества на протяжении десятилетий. Лукас выпускал сагу трехчастными порциями. Первая — классическая (1977–1983) — разделила киномир на «до» и «после» «Звездных войн». Вторая — приквел (1999–2003) — была подпорчена иной стилистикой спецэффектов, но историю о переходе Дарта Вейдера на темную сторону ждали так долго, что прощали все. Третья (начало в 2015 году) оказалась по атмосфере ближе к дебютному триквелу, чем ублажила эстетическую жажду поклонников. В «Пробуждении силы» вновь видим противостояние сына и отца, постаревшие Харрисон Форд и Керри Фишер опять играют Соло и Лею, а многие межгалактические баталии сняты при помощи древних технологий конца 1970-х. В общем, создатель нового «Звездного пути» режиссер Джей Джей Абрамс в очередной раз доказал, что никто лучше него не умеет воскрешать старую добрую фантастику. И да, дебют джедаев в 3D значительно увеличил сборы.

 

 

2-е место. «Титаник» (1997). Кассовые сборы — $2,185 млрд

 

Нет в мире кино режиссера, лучше чувствующего сердцебиение публики, чем Джеймс Кэмерон. Автор двух частей «Терминатора» объясняет успех своих картин простыми человеческими ценностями: любовь, дружба, добро, самопожертвование, которые находят отклик в сердце каждого человека в любом уголке планеты. И эти ценности Джеймс Кэмерон умудряется весьма элегантно и чрезвычайно уместно упаковывать в громаду дорогущих спецэффектов, не заглушая сакральное зрелищным. На момент своего создания «Титаник» был самым дорогим фильмом истории — $200 млн. Он даже обогнал по стоимости постройку подлинного «Титаника» (с учетом инфляции корабль воздвигли бы за $150 млн). Макет лайнера в полный рост, спуск к реальным обломкам погибшего судна, множество технологических новшеств и спецэффектов создали колоссальную по красоте и трагичности картину гибели «Титаника», которую Киноакадемия оценила в одиннадцать «Оскаров». Но у зрителей фильм в первую очередь ассоциируется с любовной «утопией» героев Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет. Многие кумушки до сих пор не могут простить Кейт ее лишние килограммы, из-за которых Лео не смог уместиться на спасительной двери.

 

 

1-е место. «Аватар» (2009). Кассовые сборы — $2,782 млрд

 

Переплюнуть Джеймса Кэмерона может только сам Джеймс Кэмерон. В течение 12 лет «Титаник» занимал первую строчку в рейтинге самых кассовых картин всех времен и народов, пока режиссер не задумал осуществить свою давнюю мечту и снять фантастический эпос о планете Пандора. Сказочный мир синих людей и парящих островов Кэмерон придумал еще в 1995-м, а поставить вознамерился четыре года спустя. Но в то время на реализацию проекта потребовалось бы $400 млн, которые ни одна студия не выделила бы, невзирая на кассу «Титаника». В основе «Аватара» все те же чистые благородные идеалы и детально продуманные спецэффекты. Однако превзойти «Титаник» ленте позволило применение 3D. Кэмерон на протяжении многих лет говорил, что будущее зрелищного кинематограф за трехмерными технологиями, но от его идеи отмахивались, как от причуды гения. Кого удивишь стереоскопическими фокусами? Джеймс был упрям: дождался качественных камер для съемки объемной картины, сдвинул премьеру, чтобы дать кинотеатрам возможность подготовить соответствующие залы, и выпустил фильм-сенсацию — «Аватар». Заметили, что, помимо «Титаника», все ленты из списка старше сказа о Пандоре? Именно наценка на трехмерные сеансы, запущенная кэмероновским «Аватаром», позволила дистрибуторам в разы повысить кассовые сборы. Джеймс Кэмерон заразил киномир трехмерной лихорадкой, и не только киномир — тушь, парфюмы, шторы — все стало рекламироваться при помощи комбинации «3D»... Печально, но завистливые киноакадемики не простили Джемсу Кэмерону его успеха: в 2010-м «Оскар» за лучший фильм года ушел к «Повелителю бури», драме, снятой бывшей женой Кэмерона Кэтрин Бигелоу.

 

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Свежие статьи

Нарисуй-напечатай-продай

Нарисуй-напечатай-продай

Так ли просто зарабатывать, делая из своих картинок открытки?

23 августа 2017 0 21
Генерируют лиды

Генерируют лиды

Как ловить клиентов с помощью Big Data?

23 августа 2017 0 21
Франчайзинг под микроскопом (часть 5)

Франчайзинг под микроскопом (часть 5)

Эксперт «Понедельника» рассказывает, где и как искать ту самую франшизу, что подойдет именно вам

22 августа 2017 0 20