интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
9 .. 11
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 57.09
  • 67.30
спецпроект
Меняющие мир

Жить — значит творить

 

Все мы творцы своей судьбы, а значит, все мы люди творческие, чем бы мы ни занимались и что бы не делали. Но это совсем не значит, что все мы умеем рисовать, петь и танцевать, то есть заниматься творчеством в привычном смысле этого слова. А что если, несмотря на неумение, в нас дремлет талант к этому, который мы просто вовремя не разбудили? За советом, как понять, живет ли внутри нас Пикассо или Стравинский, мы обратились к психологу Елене Ливач.

Текст: Дарья Бурцева

— Как понять, что у человека есть творческие наклонности?

— Провести анализ его ДНК. Если он человек, то есть принадлежит к виду Homo Sapiens, то у него есть творческие наклонности. Творчество можно рассматривать в двух аспектах: как создание чего-то принципиально нового для человечества и как создание субъективно нового, такого, что раньше этот человек не делал. Если для первого нужны значительная одаренность и развитие профессиональных знаний и навыков, то для второго нужно лишь немного свободного времени, заинтересованности и готовности к риску.

Ведь даже открытие нового пути от работы до дома — это субъективное творчество в прямом смысле слова, так как творческое мышление — это и есть способность находить новые пути к цели. Новые продукты, изобретения — по сути, физические воплощения этих новых путей. Например, автомобиль или самолет — это новые способы перемещения, новые ответы на вопрос «Как попасть из точки А в точку Б».

— То есть людей без творческих способностей не существует вообще?

— Как следует из ответа на первый вопрос, таких людей нет, за исключением людей с глубокой умственной отсталостью или совершенно несоциализированных, людей-маугли. Пространство для творчества есть почти в любом моменте нашей жизни. Например, выбирать, как строить разговор — уже творчество, доступное любому, кто работает с людьми.

— Правда ли, что творческие способности можно развить и во взрослом возрасте, даже если раньше ничем подобным не занимался?

— Да, человек сохраняет способность к обучению до тех пор, пока сохранен его мозг. Если мы способны познакомиться с человеком и запомнить его имя, то мы способны и к творчеству, так как основа развития способностей — способность к обучению, то есть запоминанию и использованию информации.

Что касается формулировки «никогда ничем подобным не занимался», то она неоправданно категорична. Если человек ходит, то танец для него не является принципиально новым занятием. Если он пишет, то рисование для него уже содержит знакомые элементы.

— А что поможет человеку раскрыть свой потенциал? Есть ли какие-то особые методики? Может, вы дадите свой личный совет?

— Конечно, такие методики есть. Если вы задумываетесь о развитии творческого мышления, то в первую очередь я хочу порекомендовать вам такую систему, как ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Главная цель этой системы — помочь изобретателям находить нестандартные решения, какой бы области знаний это ни касалось. Также полезна может быть серия книг Джулии Кэмерон, помогающая начинающему творцу увидеть или разбудить в себе талант.

На мой взгляд, вероятность развития творческих способностей обратно пропорциональна тревоге человека по поводу своих межличностных и социальных отношений, по поводу того, что о нем подумают люди. Если человек уверен, что он достаточно хорош и ценен сам по себе, он не будет бояться экспериментировать.

— Как вы считаете, часто ли люди подавляют в себе творческую жилку?

— Да, я думаю, есть прямая связь между зависимостью от одобрения и ощущением неспособности создать нечто самому. Полагаю, игнорирование своей способности к творчеству — это защитная мера. Как часто вы слышали в адрес детей слова: «Ну что ты тут еще придумал?.. Ты что, самый умный?.. Это никому не надо, делай, как тебе сказали». Множество таких токсичных прививок от творчества дают свои плоды — мы панически боимся проявить себя, ожидая жестокой критики и отвержения. Осознание того, что эта критика — не объективная оценка, а лишь выражение гнева и страха людей, у которых не нашлось тогда свободного времени, заинтересованности и готовности к риску, которые сами получили прививки от творчества и теперь боятся его проявлений... Осознание этого способствует освобождению.

Путь творческого человека всегда наталкивается на сопротивление окружающих, как показывают нам биографии великих людей. Безусловно, хорошее отношение к самому себе и уважительное отношение к своей творческой способности помогают действовать, несмотря на это сопротивление. Даже с точки зрения христианства творить — это наше неотъемлемое право, ведь если человек создан по образу и подобию Творца, то?..

— Что такое творческий человек? Действительно ли мировоззрение творческих людей отличается, от других и они более ранимые и тонкие натуры?

— Я бы сказала, что творческий человек — это тот, у кого не заблокирована глубинная связь с самим собой, кто внимателен к своим ощущениям и эмоциям. Ведь творчество — это проявление индивидуальности, а она внутри, а не снаружи.

Пожалуй, тут более подходит слово не «ранимые», а «уязвимые» в том смысле, в котором его использует Брене Браун: «Уязвимость — это когда ты не знаешь, ждет ли тебя поражение или победа, это понимание того, что может случиться и то и другое; это активное участие в жизни; это полная вовлеченность, работа в полную силу... Чувствовать — это значит быть уязвимым».

Если человек говорит: «Я могу быть ранен, и поэтому я никогда не ввяжусь ни во что опасное» — это одно. Если он говорит: «Я могу быть ранен, но есть вещи настолько важные для меня, что я готов рискнуть» — это другое. А когда мы способны чувствовать, то для нас всегда есть вещи, ради которых мы готовы рискнуть.

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Ещё по теме:

С места — в карьеру!

С места — в карьеру!

Быть карьеристом некрасиво, не заботиться о своей карьере — глупо

11 февраля 2015 0 270
Необычные картины — хобби или искусство?

Необычные картины — хобби или искусство?

Творчество возможно из любых материалов, просто добавьте немного фантазии

23 декабря 2015 0 777
Как выйти из кризиса идей: советы экспертов

Как выйти из кризиса идей: советы экспертов

Вдохновение не всегда приходит в нужный момент, но есть несколько способов это исправить

11 февраля 2016 0 340

Свежие статьи

«“Оно” не такое страшное, как шеф или ипотека»

«“Оно” не такое страшное, как шеф или ипотека»

Реальные страхи: чего мы боимся на самом деле и как с этим справляться?

17 октября 2017 0 7
Врач из Святой земли

Врач из Святой земли

Правдотерапия: почему израильская медицина признана лучшей в мире?

17 октября 2017 0 7
Правильный фрилансер

Правильный фрилансер

Как не ошибиться с подбором исполнителя под ваш проект

16 октября 2017 0 36