интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
8 .. 10
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 65.82
  • 77.38
спецпроект
Альтернатива есть

Будущее за… известно за чем!

 

Раньше киберспорт развивался органично: люди соревновались в компьютерных клубах, потом — команды разных клубов, города, региона... Сейчас в эту отрасль вливаются большие деньги, возможен рывок. О перспективах «Понедельнику» рассказал Степан Шульга — продюсер киберспортивных трансляций, медиаэксперт.

Текст: Анна Чуруксаева

 

— Бизнесу пора, в буквальном смысле, делать ставки на киберспорт?

— Киберспорт только формируется как большая индустрия, действующая в соответствии с определенными правилами и законами рынка. Несомненный рост, потрясающие ивенты по всему миру, огромная армия поклонников, но пока этого недостаточно. Нужны понятные всем участникам правила, более серьезно отрегулированный рынок. К примеру, сейчас нет понятных, постоянных дат (хотя бы с точностью до двух недель) мейджор-турниров по CS:GO. Есть ориентировочные — «сентябрь», «январь»... Нет четко обозначенных сезонов, политики трансферов, контрактов. Вернее сказать, нет общепринятых, мировых единых правил, с графиком турниров как в традиционном спорте. Отмечу, что многие паблишеры делают очень серьезную работу в этом направлении (Riot Games, Blizzard), но такую инициативу хочется видеть от всех крупных игроков на мировом рынке. Судите сами, стадион, на котором будет проводиться финал Лиги чемпионов по футболу известен за год до проведения самого матча, и даже раньше. Естественно это не самая большая проблема, но любое регулирование и любой порядок дают основу планированию, что важно для инвесторов, для компаний, в принципе для всех участников рынка. Если представить, во что все это может превратиться, то я вижу замещение традиционных видов спорта в медиапространстве. Спонсорские деньги и контракты больших брендов будут перетекать в киберспорт, и чем дальше, тем больше. Это можно сравнивать с распределением бюджетов в рекламной индустрии. Еще в 2015 году были зафиксированы первые серьезные победы диджитала над традиционной рекламой, я имею в виду, что из 100% рекламных бюджетов (речь идет о Великобритании на данный момент) более 50% всех денег в рекламе ушло в диджитал, обогнав при этом ТВ-рекламу, СМИ, наружную рекламу. Нечто подобное ждет индустрию спорта (уточню: медиаиндустрию, а конкретно — «смотрение»), при этом никто не будет утверждать, что спорт исчезнет или его станет ничтожно мало. Нет, люди продолжат заниматься спортом, и это прекрасно. Любительского спорта станет гораздо больше, но в медиапространстве останется только футбол, а сразу за ним киберспорт.

 

 

— Какие типы игр подходят для киберспорта? С вашей точки зрения, стоит ожидать появления одной суперигры (киберспорт = футбол) или множества разных сильных (киберспорт = спорт)?

— Исторически сложилось что наиболее популярны командные виды, MOBA (Dota2, League of Legends, Smite, Hots) и FPS (CS:GO, CoD, Rainbow6, Overwatch), всегда привлекательнее будет следить за командными действиями, чем за индивидуальными. Возможно, будущее есть у жанра Battle Royale (PUBG, Fortnite), но последние очень сильно организованные турниры (с точки зрения бродкаста, организации, картинки) не вызвали ажиотажа у зрителей. А это главный критерий в киберспорте — количество зрителей. Повторюсь, не количество игроков самой игры, не количество проданных копий игры, а зрителей. Для меня наиболее подходящие игры для киберспорта — это Dota2 и CS:GO, но это мои личные предпочтения и вкусы. Если отвлеченно мыслить, все же для киберспорта мне представляется идеальным командный шутер от первого лица. Не думаю, что появится одна игра, в которую будут играть однозначно и бесповоротно абсолютно все, в мире достаточное количество разработчиков с хорошими продуктами, плюс ко всему неизвестно, как себя покажут технологии по типу VR и другие.

— Киберспорт — спорт, свободный от допинга? Более честный? Какие здесь могут быть варианты мошенничества? Или здесь все еще сложнее, ведь есть хакеры?

— Вернемся к первому вопросу: не существует норм, принятых всеми. Не существует глобальной федерации, или любого исполнительного органа, который объединил бы всех, игроков, турнирных организаторов, издателей игр. Если правила устанавливаются, они должны быть едиными для всех. К примеру, есть такой препарат, как «Аддерал», в некоторых странах его можно купить по рецепту, без рецепта, в некоторых он запрещен к продаже, есть куча всяких нейролептиков, «психостимуляторов», и никто не может вывести правило: «Это запрещено». Потому как если запрещено, то как проверить, что все соблюдают это правило? Правильно: провести допинг-тест. Как его организовать? Действительно, не так сложно, но процедура должна быть сертифицирована, проводиться специалистами, по неким стандартам и повсеместно, что на данном этапе невозможно. Я считаю, что рано или поздно к этому придут, ведь на кону большие деньги, а это всегда большие соблазны. Что касается специального софта, который помогает нечестно выигрывать, то да, эта проблема существует и действует на нервы поклонникам справедливых, честных соревнований, но с этим можно бороться, создавать античиты, сертифицировать игроков, наказывать виноватых, с этим можно работать.

— Что VR и AR могут дать киберспорту?

— Очень многое. Прежде всего — новый опыт в смотрении, именно в развлекательной части. Некоторые игры и турниры уже сносно можно смотреть с помощью VR устройств, и это перспективно. Многие турнирные организаторы экспериментируют с применением AR-технологий в своих трансляциях, это выглядит очень здорово и увеличивает так называемый production value. Здесь тоже стоит проводить аналогии с традиционным спортом: все, что есть в спортивных трансляциях, любые хорошие технологии просто необходимо использовать в трансляциях киберспортивных событий. Сам игровой процесс тоже может стать очень необычным. Недавно на одной из конференций я тестировал полноценный костюм, своеобразный экзоскелет, с вибрацией, разной температурой, откликом в виртуальном пространстве на движение тела, это очень необычно, и не исключено, что в будущем мы увидим такой киберспорт — с командой в костюмах, с VR-шлемами, с некими спортивными снарядами в руках. Как бы футуристично это ни звучало, все возможно.

 

 

— Для продвижения киберспорта важнее офлайновые мероприятия или грамотные трансляции? Много ли таких технических и медиаспециалистов в России?

— Специалистов не так много, но есть масса талантливых молодых людей, которые быстро обучаются, хотят улучшать качество трансляций, адекватно применяют технологии. В этой индустрии важен комплекс: и хорошие офлайн-мероприятия, качественные, комфортные для посетителей, и грамотная трансляция. При этом трансляция все же важнее того, что происходит непосредственно в зале. Ориентироваться в любом случае нужно на онлайн-аудиторию и думать об этой аудитории в первую очередь. Грамотно показывать могут прежде всего люди, которые сами играют в эту игру. К примеру, обзервер Dota2 (человек, который выбирает, какой момент показывать зрителю), не разбираясь глубоко в игре, может серьезно испортить трансляцию. Еще более сложные формы: работает несколько опытных обзерверов, а финальную картинку формирует уже режиссер, который тоже обязан неплохо разбираться в игре. Конечно, это не относится ко всем играм без исключения. К примеру, «Харстоун» можно показывать по определенному алгоритму любому человеку, знакомому с компьютером, но в играх наподобие CS:GO нужен опыт, и чем больше — тем лучше. Чем больше люди заняты в трансляциях, тем больше они применяют интересных задумок, альтернативных углов обзора (показа игры), они выбирают красивые кадры, дорабатывают трансляцию различными технологичными «фишками». Важно, чтобы человек был действительно увлечен процессом и работал с той игрой, которая ему близка. Показывать игру, конечно, лучше могут люди, которые сами в нее играют, тут большое преимущество перед спортом традиционным, где показывать игровой процесс нужно с точки зрения законов съемки, кадрирования и общепринятых норм в данном виде спорта. Повторюсь, действительно хороших специалистов в СНГ не больше десяти человек.

— Когда говорят о киберспорте, в пример зачастую приводят Южную Корею, где к нему очень серьезно относятся. Какие новации оттуда нам следовало бы заимствовать?

— Южная Корея — это отдельный мир, только в Сеуле насчитывается до 2500 компьютерных клубов, маленьких, больших — любых в принципе. На каждой улице есть PC Bang, так это называется. Страна очень технологична, много развитых компаний, хороший интернет, потрясающая экономика. Но заимствование — это не всегда хорошо, адаптация наиболее интересных практик — вот такой путь мне нравится. В Корее неплохо функционируют ТВ-каналы, которые полностью посвящены киберспорту, геймингу. Я был бы рад, если бы кто-то инвестировал в такого рода каналы в СНГ, примеры есть, но инвестиций нужно больше и подход нужен чуть другой (это мое личное мнение). Возможно, это прозвучит грустно, но в условиях не самой сильной экономики не стоит рассматривать Южную Корею как пример.

— Чему должен научиться медиаспециалист, если он хочет продвигать киберспортивные мероприятия? Должен ли он быть игроком?

— Конечно, это необходимо! Но основное — желание учиться, то есть смотреть игры, читать материалы, общаться с представителями индустрии. Играть самому — это сильнейший бонус, но не краеугольный камень. В основе любого успеха лежит прежде всего сильнейшее желание, которое вместе с трудолюбием всегда даст результаты.

 

 

Кстати, как раз сейчас завершается хакатон «Взлет», посвященный маркетингу в киберспорте (http://digital-vzlet.ru). В онлайн-этапе приняли участие 860 человек, в офлайн-этап прошли 100 человек.

Самыми сложными вопросами были:

— Какие факторы не повлияли на успешность развития индустрии киберспорта?

— В каком году киберспорт был официально признан спортом в России?

— Что является важнейшим фактором при общении стороннего бренда с аудиторией кибеспортивного мероприятия?

А вы знаете на них ответы?

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Свежие статьи

Дорога ложка к обеду

Дорога ложка к обеду

Как сделать съедобными столовые приборы и заработать на этом?

26 сентября 2018 0 7
«Заплати мне больше!»

«Заплати мне больше!»

Как дать понять работодателю, что ты теперь стоишь дороже?

25 сентября 2018 0 10
Скажи «Гав»!

Скажи «Гав»!

Танцующий пудель, катающийся на самокате бульдог и разговаривающая овчарка.

23 сентября 2018 0 39