интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
3 .. 5
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 65.31
  • 75.37
спецпроект
Vzmakh-30

Афиша

среда, 20 ноября

Чтобы proud of крауд

 

Вы когда-нибудь задумывались, кто стоит за успешными крауд-проектами с миллионными сборами? Ведь мотивировать массу людей «с миру по нитке» — дело нелегкое. И это работа крауд-продюсера — он отбирает потенциально успешные проекты, помогает в продвижении, выстраивает коммуникацию. Об относительно новой на рынке профессии мы поговорили с крауд-продюсером компании Planeta.ru, куратором категории «Наука и технологии» Лилией Сабировой.

Текст: Анастасия Столбова

 

— Лилия, как вы отбираете проекты?

— Этот процесс мы называем «оценка на крауд-пригодность». У меня и моих коллег есть специальная форма для заявок, где потенциальные клиенты, заполняют своего рода бриф — рассказывают вкратце о проекте и целях, указывают сумму которую хотят привлечь, есть ли у них соцсети или рассылки, сколько людей на них подписано, знакомы ли они с таким явлением как краудфандинг, и в качестве кого — автора или спонсора. Опытному крауд-продюсеру уже из этой заявки становится понятно, имеет ли смысл брать клиента. Если у него «мегаидея», он хочет для этого 5 миллионов и при этом буквально «вчера» пришел в эту сферу, кандидат из него, прямо скажем, не очень.

— А что еще отличает потенциально успешный проект от провального?

— Я когда только загорелась темой краудфандинга, поставила себе целью непременно разгадать секрет успешной краудкампании. Так вот спустя пару лет, я стала понимать, что единого секрета, конечно, нет. Успех любого краудфандинга — это всегда совокупность факторов. Но есть один важный неизменный элемент — наличие активного и устойчивого коммьюнити, вокруг автора и его проекта. Для себя в шутку я стала называть краудфандинг коммьюнитифандингом, не от слова «crowd» (толпа), а от слова «community» (сообщество). Потому что в проект донатит не абстрактная толпа, а представители какой-то конкретной группы людей, которые видят ценность и смысл в том, что автор планирует реализовать.

— То есть, вы пиарите проекты не для аудитории платформы?

— Да. Мы ни в коем случае не пиарим никого для аудитории платформы. На самом деле, ситуация полностью противоположная: основной поток спонсоров и клиентов приводит сам автор, потому что имеет четкое понимание, что его проект этим людям нужен и важен, они находят его полезным. Сама платформа в лучшем случае может дать в районе 15-20% от трафика, хотя я и коллеги постоянно работаем над тем, чтобы этот процент становился больше — запускаем тематические таргетированные рассылки, работаем с инфоповодами и лидерами мнений, всячески развиваем категории. Но естественно только этого недостаточно, поэтому авторы, делающие ставку исключительно на трафик платформы, неизбежно прогорают, пополняя печальную статистику.

 

 

— А как вы подбираете креативы, которыми будете раскручивать?

— У каждого крауд-продюсера бесспорно в арсенале, есть свои фишки. Но пул стандартных приемов всегда один, есть уже отработанные схемы как преподносить текстовый контент и визуал, по каким принципам формировать вознаграждения. И в погоне за креативом очень важно эти моменты не упустить, потому что вам с клиентом нужно то, что будет работать, а не то, что прикольно задумано или оригинально выглядит. Конечно, это мечта любого, кто делает краудкампанию, — сгенерить что-нибудь такое, что в итоге станет вирусным, но как показывает практика, чаще на выходе может получиться очень сомнительная история. Я стараюсь всегда помнить об этом.

— А что самое важное в работе крауд-продюсера, какими навыками он должен обладать, чтобы в работе все получилось и проекты взлетели?

— Важно быть постоянно в поиске «ресурса» для своих клиентов. Таким «ресурсом» может быть трафик от инфопартнеров, какие-то бонусы от брендов, в качестве вознаграждений, посты и обращения от лидеров мнений, с которыми ты на «короткой ноге». Если у тебя всего этого нет, то ты во-первых не продюсер, во-вторых мало будешь интересен топовым клиентам, они не работают с ноунеймами.

— Что помогает в работе лично вам?

— По статистике нашей платформы, только каждый третий запущенный проект успешен (на самом деле, это — очень хороший показатель). Моя самая сильная сторона, наверное, в том, что, глядя на своих потенциальных клиентов, я чаще всего понимаю, кто станет этим самым третьим, а кто пока не готов. Мне в этом помогают две вещи. Во-первых, я работаю в четко заданной нише — это научные, образовательные и просветительские проекты. Знаю многие проекты в этой сфере, их возможности и бэкграунд, а многие из них знают меня и мои кейсы, поэтому мы начинаем работать на постоянной основе. Во-вторых, я постоянно мониторю свою работу и ресурсы, смотрю что эффективно, а что нет, это позволяет избавиться от лишнего.

 

 

— Это относительно свежая профессия, в вузах этому не учат, расскажите, как попали на эту должность?

— Мне кажется, этой профессии и не должны учить в вузах. Пока будут составлять методическую базу, все успеет измениться сотню раз. Изменятся сами платформы, культура донейшн продвинется вперед. А все навыки по крауд-продюсированию лучше получать «в полях». В «Планете» ты не можешь претендовать на должность, если у тебя нет за плечами реальных успешно-реализованных краудкампаний. Чаще всего в нашу профессию приходят из успешных авторов, я в какой-то степени не исключение. Свою первую краудкампанию я делала в качестве pr-специалиста для одного просветительского фонда, помню тогда тема краудфандинга меня очень затянула, и не отпускает до сих пор.

— Есть ли у вас четкие нормы и планы показателей — сколько денег вы должны принести компании, сколько заработать?

— Само собой мы ведем учет показателей и у нашего отдела есть свои KPI. Невозможно заниматься этой работой, не будучи коммерчески ориентированным, поэтому свою отчетность и планы, мы в первую очередь воспринимаем как один из инструментов нашей работы, а не способ контроля со стороны компании. Конечно, когда собственные показатели не на высоте, это не радует. Но для большинства моих коллег — это скорее стимул еще раз проанализировать рынок, свои действия и понять, где мы не дорабатываем.

— А есть ли у вас проекты, которыми особенно гордитесь?

— Я люблю выражение «стабильность — признак мастерства». Каждому из своих клиентов стараюсь оказать максимально качественный сервис, с учетом индивидуальных особенностей проекта. Приятно, что люди за хорошим краудфандингом обращаются ко мне, этим действительно стоит гордиться.

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Свежие статьи

В поисках миллионов

В поисках миллионов

Как грамотно привлечь инвестиции в стартап?

15 ноября 2019 0 15
Позывные резидента

Позывные резидента

Как финтех-стартапу стать своим в «Сколково» (Москва), Level39 (Лондон) и Cyberport (Гонконг).

13 ноября 2019 0 34
Как Форт Нокс, только с учебниками

Как Форт Нокс, только с учебниками

Что несет второй этап школьной цифровизации.

11 ноября 2019 0 45