интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
3 .. 5
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 65.31
  • 75.37
спецпроект
Vzmakh-30

Афиша

вторник, 19 октября

Дизайнер: творческий кризис профессии

«Скоро ничего не будет. Ни кино, ни театра ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение». Это слова Рудика из кинофильма «Москва слезам не верит». «Профессия архитектора умирает, а творчество во всех сферах дизайна — автоматизируется». Это слова художника, архитектора и исследователя из Мельнбургского университета, Станислава Рудавского.
Текст: Ольга Фадеева
 

По словам Рудавского, а также многих западных урбанистов, полезность архитектуры как таковой сегодня ставится под сомнение, а 99% зданий по всему миру строятся без участия архитекторов — особенно в странах третьего мира. Архитекторы вынуждены играть некую подсобную роль. Например, помогать клиенту с разрешением на строительство, связывать его с госорганизациями. То есть, по сути, выполнять работу риэлтора.

 Творчество — на поток!

«Возьмем кроссовок «Адидас», — рассказывает художник и архитектор Станислав Рудавский. — Разумеется, есть какие-то дизайнеры, которые сидят в Лондоне, проектируют форму этого кроссовка на компьютере. Потом проект отсылается на завод, который, например, находится в Южной Корее. На нем маленькими сериями делаются прототипы. Они, в свою очередь, позже отправляются на выставки или в эксклюзивные магазины. Платятся деньги знаменитым людям, которые начинают их носить. После чего активность перемещается во Вьетнам, где неграмотные сельские жители стоят у станков, перекладывая детали с одного конвейера на другой… Такая «разорванность» технологических процессов, характерная для современного производства, несомненно отчуждает творческий процесс дизайнера от конечного продукта, что, как минимум, не стимулирует творчество! 

Та же ситуация на «продвинутом» Западе и с другими сферами дизайна: начиная от моделирования костюмов и заканчивая проектами международных центров. Впрочем, в отношении подобных «штучных» объектов архитекторы все еще могут пригодиться.

«Если мы рассматриваем архитектуру как создание зданий, то роль ее очень сомнительна. Если, как некое искусство — роль ее неоспорима», — признается Рудавский.

Нашу страну автоматизация творчества окончательно пока не захватила. Но, по мнению Станислава, это произойдет. И скоро.

Очень многих дизайнеров это удручает.

Наира Сароян, арт-директор журнала Naked Science, дизайнер-полиграфист, верстальщик, 3D-модельер:

— Самое грустное, на мой взгляд, само осознание того, что творения, созданные при помощи современных технологий, оказываются «лишенными души». В качестве примера могу привести ювелирное 3D-моделирование, которым я занималась. Времена Фаберже, когда все детали будущего шедевра рисовались и создавались вручную, канули в Лету. Теперь роль ювелира сводится лишь к обработке и сборке деталей, полученных в результате прототипирования. По мере перехода к работе с моделью, невольно замечаешь, как живой эскиз превращается в «кольцо-киборг», то есть изделие становится неживым, бездушным, в нем нет творческой красоты. Возможно, именно это стало одной из причин моего возврата к основной специализации дизайнера-полиграфиста. Вот здесь, как мне кажется, именно та область, в которой новейшие технологии как нельзя кстати, и испортить они ничего не могут. На смену линотипу пришли цифровые технологии, и теперь дизайнер может воплотить самую безумную свою идею, простора для творческого мышления — уйма.

 

 Кто-то же, напротив, видит в повальной компьютеризации положительное веяние прогресса, значительно облегчающее работу.

Мария Москалёва, директор модного дома Татьяны Карначевой:

— Я не вижу ничего страшного в процессах автоматизации. Для того, чтобы сделать проект на компьютере, необходимо запустить некоторые программы, но чтобы сделать все красиво и по-настоящему оригинально, необходимо включить мозг и воображение. На нашем производстве дизайнерской одежды мы делаем лекала (выкройки) вручную, хотя на массовых производствах, это делается почти автоматически на специальном оборудовании. Мы не можем так поступать лишь ввиду отсутствия этих дорогостоящих машин. И пусть мы все равно подгоняли бы результат вручную под нужды нашего модного дома, но это существенно сократило бы время, потраченное на разработку изделия. И к этому я бы относилась как к высвобождению ценного времени сотрудников и уменьшению затрат, которые всегда сказываются на и конечной стоимости изделия. А штучные вещи, сделанные руками, так же как, например, живопись — это искусство. Не стоит даже пытаться сравнивать с массовым производством.

Ксения Ясвина, дизайнер интерьеров, декоратор:

— Мне не кажется, что компьютеризация убивает полет мысли и творчество. Скорее, она помогает, делает его проще и точнее. Идея все равно рождается в голове дизайнера (художника, архитектора), а компьютер лишь помогает в ее воплощении. В сфере дизайна интерьеров, например, компьютер позволяет быстрее и точнее передать суть замысла художника и подготовить чертежи, а еще дает возможность общаться со многими специалистами в других городах и странах. Многим дизайнерам и заказчикам нравится и «ручная подача», поэтому я не думаю, что таковая полностью исчезнет. Тем более в нашей стране, где исторически ценят душевность и ручной труд.

 Екатерина Новикова, градостроитель, архитектор, урбанист:

— Большинство проблем в архитектуре, как и в других сферах искусства, связано не с тем, какие инструменты использовать, чтобы что-то придумать, а есть ли цель у этой работы. Если здание изначально проектируется как предмет искусства, то совершенно не важно, какие для визуализации идей и мыслей автора используются инструменты. Большинство творцов, кстати, так и не уходят от того, что бы «думать на бумаге» — визуалам так проще. А дорабатывать потом подачу проекта можно и на компьютере — для зрителей. Поскольку все уже создано в голове, это не портит результат. Другое дело — когда проектируются просто «квадратные метры», или это делают не творцы, а ремесленники. Поскольку в этом случае практически отсутствует мыслительный процесс, то без стадии обдумывания от бумаги переходят сразу к использованию графических программ. Или, того хуже, уже в них и проектируют. В результате часто строятся здания, особенно в России, по которым можно сказать даже, в какой программе они делались — так непроработанно и «по-компьютерному» они выглядят.
В Европе многие архитекторы верят, что здания надо проектировать, основываясь на компьютерном анализе данных. В Британии, где я училась, этим направлением занимается, например, университет Architectural Association School of Architecture. Загрузив множество данных в специально сделанные для этого программы, они выстраивают наиболее оптимальные формы. Результат их деятельности выглядит настолько футуристично, что пока совершенно непонятно, как к этому относиться. К тому же еще ничего подобного построено не было, и неясно, насколько этот математический скелет будет «дружелюбен» человеку. А в целом я согласна с Рудавским, часто архитекторы выполняют роль опосредованную и так же часто не видят воплощения своих идей. От этого, надо сказать, страдают абсолютно все. Но, опять же, использование компьютерных программ тут не при чем — это не причина, а следствие.

Использование в работе дизайнера разнообразных компьютерных программ вносит коррективы в понятие «творческий процесс», однако не меняет его принципиально. Такое мнение высказал архитектор Влад Малышко.

— Я не считаю, что современные технологии выносят приговор творчеству и профессии архитектора. Напротив, сегодня архитектор получил множество удобных инструментов, помогающих ему в создании проектов и позволяющих избавиться от рутинной и технической работы. Но вряд ли в ближайшее время произойдет полная автоматизация творчества, все равно последнее слово будет за человеком. А вообще, я думаю, что компьютеризация — естественный эволюционный процесс, к которому архитектурное сообщество приспособится со временем. Также как когда-то появились полноценные чертежи и профессия конструктора отделилась от профессии архитектора.

 Его мнение разделяет Степан Кухарский, архитектор творческой группы SAlab:

— Я знаком с архитекторами из разных стран и смело могу сказать, что даже у самых верных последователей компьютерных технологий есть блокнот или папка с бумагой, где хранятся идеи, наброски и зарисовки, которые потом они планируют использовать в работе, заканчивая и дорабатывая с помощью компьютера.

 Что делать?

 

Так что же делать молодым дизайнерам? «Усваивать каноны», воспитывать в себе безупречный вкус или осваивать программное обеспечение? Кто-то считает, что нужно просто избавиться от «киберфобии» — страха перед компьютером.

Алексей Шумихин, архитектор:

— Если совсем просто — надо учиться пользоваться компьютером. На мой взгляд, технологии — это просто вспомогательный инструмент для творчества, и если у тебя конкретно не получается через него себя выразить, то это беда не микросхем и программ. Но сегодняшняя беда архитектуры еще и в том, что работодатель часто ищет сотрудников, умеющих не использовать программу для своих целей, а правильно нажимать кнопки. Ни оглядывайся мы так сильно на Запад, то проблема компьютеризации практически и не стояла бы. Потому что наш архитектор думает: «Так, здесь я хочу поставить колонны и статую. На компьютере я ее нарисую за четыре часа, но рендер будет не очень. Можно сделать акварель — испачкаюсь, убью день, но линии будут мягкие и цвета легкие». Но заказчик, бывает, насмотрелся «как за бугром» и хочет именно рендеры (термин в компьютерной графике, обозначающий процесс получения изображения модели с помощью компьютерной программы — прим. авт.). В итоге, страдает художественность.

Где учиться?

А, вернее, доучиваться, что, кстати, совсем не просто, поскольку российские вузы, как правило, готовят дизайнеров и архитекторов «по-старинке». А подготовка к повальной компьютеризации, и поныне, как «серна гор» — дика, слаба и пуглива. Так что, если решите поступить на архитектурный — готовьтесь заняться доп. образованием.

Алексей Шумихин, архитектор:

— У нас другая ситуация с компьютерами, не как на Западе. Школа другая. Их почти не учат ручками работать, нас почти не учат — на компьютерах. Все сами доучиваются — кто как может. В итоге, мы думаем, что отстали от прогресса, а на самом-то деле, нашему молодому специалисту проще понять, что он хочет от компьютера. А вот с методическим материалом у нас туго — нет соответствующих книг, журналов, которые обучали бы компьютерным программам (предназначенным для архитектурных проектов). А английский язык, на котором такие книги есть, многие не знают.

 Степан Кухарский, архитектор, творческая группа SAlab:

— В нашей стране есть курсы, можно рассматривать и западные воркшопы. Например, английский архитектурный вуз Architectural Association School of Architecture. У них есть программа Visiting School, которая функционирует круглый год по всему миру. В разных городах устраивают семинары, посвященные разным проблемам. Первые несколько дней проводят обучающие программы, а остальное время — проектируют, используя полученные знания.

Где работать?

— Несмотря ни на что, и в нашей стране есть архитектурные бюро, которые и творчество ценят, и от новых технологий не отстают, — считает Екатерина Новикова. — Например, студия «Евгений Герасимов и партнеры»,архитектурное бюро ADM, архитектор Сергей Чобан со своей мастерской Speechмастерская Сергея Скуратова,архитектурная мастерская Асадова  или известная «Студия 44».

Похоже, что профессия дизайнера и не думает умирать. Но и живется ей непросто.Так, что если хотите превратить свое дизайнерское ремесло в надежную крепость профессии — приготовьтесь к штурму.

 

Сегодня открытые вакансии мы обнаружили в компаниях:

«Архитектурное бюро Асадова»
Ведущий архитектор (стаж работы — 3-5 лет)
Главный архитектор проектов (стаж работы — более 5 лет)

«Евгений Герасимов и партнеры»
Инженер-конструктор КЖ
Ведущий архитектор, руководитель группы архитекторов

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Ещё по теме:

В поисках вдохновения

В поисках вдохновения

Источники для получения энергии созидания, творчества и позитива от читателей «Понедельника»

19 апреля 2015 0 1592
Творческое финансирование

Творческое финансирование

Десять программ от фондов, которые помогают живописцам, скульпторам, фотографам и другим деятелям искусства

16 декабря 2015 0 1008
Время «Триумфа»

Время «Триумфа»

Интервью с директором творческого объединения «Триумф» Еленой Горбачевой о тонкостях работы в сфере организации культурных мероприятий

19 января 2016 0 725

Свежие статьи

Звезды футбола, которые красиво завершили свою игровую карьеру

Звезды футбола, которые красиво завершили свою игровую карьеру

Кто из топ футболистов нашел в себе силы красиво завершить карьеру.

1 декабря 2020 0 282
В Preply.com рассказали, как «прокачать» английский

В Preply.com рассказали, как «прокачать» английский

В изучении языка главное — это система, постоянство и упорство. Выстроить систему, которая каждый день будет помогать продвигаться в своих знаниях, помогут эти лайфхаки.

26 ноября 2020 0 327
Они жаждут крови: самые жестокие бойцы ММА

Они жаждут крови: самые жестокие бойцы ММА

Кому из бойцов ММА лучше не попадаться на глаза. Кто считается самым кровожадным бойцом в дисциплине ММА. Кто победит в схватке самых кровожадных бойцов лиги

25 ноября 2020 0 302