интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
3 .. 5
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 65.31
  • 75.37
спецпроект
Vzmakh-30

Дом для хипстеров

 

Сотня хипстеров, пьющих смузи, утром в понедельник в промышленном центре сибирского города-миллионника. Еще недавно для Красноярска такая картина была фантастикой. Теперь — реальность, и все благодаря креативной команде директора «Флакон Франшиза» Михаила Егошина. За последние 9 лет это уже восьмое о счету креативное пространство в России, которым он занялся. О том, как превратить заброшенный ДК или обшарпанную столовую в коворкинг «айтишников» и любимое место «тусовок» культурной молодежи, читайте в «Понедельнике».

Текст: Анастасия Столбова

 

— Михаил, расскажите, в каком состоянии было пространство и почему вы вообще взялись именно за него?

— Дом культуры бывшего бывшего завода «Сибтяжмаш» 90-е годы пришел в упадок, как и большинство домов культуры в нашей стране. В 2013 году Агентство по делам молодежной политики предложило нашей команде сделать что-то, что наполнит объект жизнью. Мы вдохновлялись дизайн-заводом «Флакон», «ЗИЛ» в Москве и культурными пространствами Петербурга, посмотрели мировой опыт возрождения заброшенных объектов. Исходили из того, что ДК еще и в депрессивной части города... Мы собрали коллег, друзей и творческих предпринимателей и предложили сделать культурное пространство, десять из них сразу согласились стать первыми резидентами. Им не нужен был дорогой и красивый ремонт, скорее площадка под мастерскую. Например, в числе первых были создатели лонгбордов — BASIC Longboards, сейчас они выросли до крупной компании, поставляют лонгборды более чем в 20 стран мира. Сейчас здесь множество мастерских с оборудованием для работы с кожей, полиграфией и глиной, есть лазерный станок, плоттер, машинка для шитья по коже и аппаратура для предметной съемки. Для мануфактур специальные условия с низкой арендой, которая постепенно в течение полугода повышается, здесь же производители могут продавать свои товары. Эти возможности и привлекают резидентов.

— Почему проект «Каменка» может быть примером для всей страны?

— Во-первых, в России много домов культуры, которые требуют современного переосмысления. У них снова должна появиться функция, которую они выполняли — организация событий, образование. Большинство из того, что мы видим сейчас, морально и физически устарело. Сомневаюсь, что проведение ярмарки конфиската, как мы видели в Кирове, или ярмарки шуб и пальто, как в Барнауле, — привлекательный формат. Потенциал этих мест огромен, десятки тысяч ДК в городах России нуждаются в молодых и креативных ребятах, которые вдохнут жизнь в эти объекты. Во-вторых, «Каменка» — это объект государственный, и любой муниципалитет может взять этот пример на вооружение.

В-третьих, мы смогли объединить креативную индустрию, заброшенное здание и управление. В «Каменке» заложена хорошая управленческая модель, и объект зарабатывает. В этом уникальность культурного пространства.

 

 

— Администрация Красноярска вам как-то помогала?

— Помогала тем, что не мешала, тем, что доверилась и дала небольшой бюджет: мы были трудоустроены как сотрудники учреждения и получали по 10-15 тысяч рублей. Мне, как основателю, выпала задача убеждать город и регион в том, что это нужная инициатива. В итоге здесь стали проходить мероприятия, к примеру, «Бал в кедах», куда пришли более 1000 человек. Через 3 года появились первые инвестиции, регион вложил более 150 млн рублей, началась реконструкция. Здание при этом сохранило атмосферу «обшарпанности» и ту «ламповость», ради которой люди приезжают «на Каменку».

— А как публика восприняла ваше появление?

— Город большой и неоднородный. Проблема подобных проектов, которые открываются и закрываются в том, что недостаточно повесить вывеску «Культурное пространство» и автоматически придут люди. Нужно искать свою аудиторию. Прогрессивная молодежь сразу оценила «Каменку», но кто-то скептически относился к идее. И все-таки, несмотря на то, что это была очень удаленная от центра промзона, с криминальным прошлым, место стало настоящей точкой кипения. Только представьте себе какой-нибудь заброшенный глухой район, где 1000 хипстеров пьют смузи. Я, конечно, утрирую, но именно так это выглядит по понедельникам на кинолужайке!

— Расскажите о создании digital-резиденции Flacon1170 в Сочи. Чем этот проект отличается от «Каменки»?

— Flacon1170 — это резиденция для IT-компаний в центре горнолыжного курорта. Здесь есть постоянные офисы крупных компаний, таких как WalletOne, OneTwoTrip и десятка других. Также к нам приезжают на тимбилдинги и просто корпоративный отдых digital и веб-студии, банки, команды разработчиков социальных сетей и softwear, для них у нас есть форматы временных резиденций, коворкинг и коливинг. Это первый проект в франшизе дизайн-завода «Флакон», которой я сейчас занимаюсь, и это успешный креативный кластер в России. А на старте у нас была заброшенная олимпийская столовая без отопления, без газа. Потребовалось около 8-10 тысяч рублей на квадратный метр, чтобы привести ее в порядок. Те, кто разбираются в девелопменте, могут подтвердить, что это очень маленькие вложения.

А красноярская «Каменка» — это история про креативные индустрии, здесь люди реже заходят за кофе to go, но здесь создаются новые марки одежды, предметы интерьера, здесь больше мастерских. Различаются и целевые аудитории. У «Каменки» это — активные молодые горожане, люди, которые любят свой город, жители ближайших районов, планирующие культурно провести вечер, посетить какое-то мероприятие, куда-то сходить. А целевых аудиторий у Flacon1170 несколько: в первую очередь это — стартапы и IT-компании, но и для гостей курорта «Роза Хутор» у нас программа мероприятий с избытком — это и джазовые вечера, и кино, и театр. Внутри проекты с точки зрения управления устроены одинаково: у нас всегда есть менеджмент, команда, маркетинговый план, ответственные за работу с резидентами, есть понимание, что мы делаем каждый день.

 

 

— Что было самым сложным во время запуска этих проектов?

— Кардинальное отличие запуска Flacon1170 — это бизнес-составляющая. Нужно было думать не только о том, как заселить резидентов и сделать так, чтобы приходили люди, но и о том, что необходимо зарабатывать и платить зарплату команде. Ведь любой энтузиазм когда-нибудь заканчивается. Раньше мы не задумывались о том, что есть такая вещь как зарабатывание денег, инвестиции, бизнес, что решения имеют последствия, и что так не просто строить бизнес в креативных индустриях и заброшенных объектах. Flacon1170 пришлось перезапускать, мы не сразу угадали с концепцией — пришлось менять команду, вытаскивать объект из долгов, но сейчас проект прибыльный и успешный. Этого опыта нам не хватало, но мы его получили с лихвой — управление рисками, инвестиции, финансовые планы... Зато теперь мы знаем много хитростей. Например, на этапе запуска мы можем предложить аренду за 1 рубль и получить взамен какой-либо сервис от резидента, например, детскую комнату, не говоря уже о продаже мерч-продукции, интеграции с брендами... Креативный кластер становится продюсерским центром, который сводит людей, компании — и все при этом зарабатывают!

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Свежие статьи

Читтеры не пройдут!

Читтеры не пройдут!

Как отобрать шпаргалки у онлайн-учеников.

13 сентября 2019 0 35
Фитнес в два клика

Фитнес в два клика

Зачем фитнес-клубам 1С?

12 сентября 2019 0 39
Четыре вопроса про MBA

Четыре вопроса про MBA

Как выбрать программу и в какой момент на нее поступать?

11 сентября 2019 0 42