интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
3 .. 5
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 65.31
  • 75.37
спецпроект
Vzmakh-30

Афиша

среда, 30 сентября

Где искать поэзию?

 

Поэт Гийом Аполлинер уже в начале XX века утверждал: «Когда-нибудь поэты механизируют поэзию, подобно тому как были механизированы все остальные процессы в мире». Медиахудожник, преподаватель факультета свободных искусств и наук СПбГУ Наталья Федорова подтвердила его слова, рассказав о новом направлении в современном искусстве — медиапоэзии.

Текст: Юлия Севостьянова

 

— Существует несколько громоздких и сложных определений медиапоэзии. Как бы вы объяснили ребенку это явление?

Ребенок понимает, что такое медиапоэзия, даже лучше, чем взрослый, без особых разъяснений. Он понимает ее как игрушку из языка, на котором он говорит, просто как поэзию. Ребенок пока не владеет культурным контекстом и непосредственно воспринимает слова, которые его окружают (реклама, экраны, бегущие строки), не выделяя особо те, что расположены на странице книги. Он только-только входит в письменную культуру, в то время как медийное пространство было в его маленькой жизни всегда. Поэтому объяснять это явление нужно взрослым, помещая его в книжную культуру, которая развивалась последние 500 лет.

Поскольку литература существовала долгое время в устной форме, технология письма стала для нее настоящим прорывом. Она позволяла отделить настоящее от прошлого и будущего, благодаря этой технологии появилось линейное повествование. Доминирование греческой цивилизации исследователи истории письма связывают именно с эффективностью алфавитного письма. Это было революционнейшей технологией! Сейчас для меня, как для «человека слов», революционным является интернет — огромное пространство написанных слов. Именно это пространство используется художниками и поэтами, работающими в направлении netart, как, например, Иван Химин, участник программы «Плазма: четвертое состояние» на Новой сцене Александринского театра.

 

Медиапоэзия — это поэзия, которую можно создавать на любом техническом средстве, которое может обрабатывать устную или письменную речь (компьютер, мобильный телефон, сенсорный экран).

 

Такие сложные поверхности дают поэтической речи новые средства выразительности: зрение, слух, прикосновение. Эти материальные свойства медиапоэзии делают ее не словом, а событием, которое невозможно передать на бумаге — зритель его участник и соавтор.

 

 

— На Западе медиапоэзия существует уже долгое время. Почему в России о ней начали говорить совсем недавно?

Развитие шло параллельно. Первый текстовый генератор был создан Кристофером Старчи в Великобритании в 1952 году, а уже в 1960-х российские ученые начали писать в своих лабораториях похожие генераторы. Возможность использования математических методов для создания поэтических текстов в России рассматривалась и существовала, как и традиция неофициальной экспериментальной поэзии.

Ныне живущий петербургский поэт и прозаик Владимир Эрль, которого принято называть «виртуозом печатной машинки», уже в середине XX века применял приемы мирового литературного авангарда. Его книгу «В поисках за утраченным Хейфом» вполне можно назвать медиапоэтической. Поэтому нельзя говорить о том, что в России не было традиции экспериментального письма. Другое дело, что эта традиция, в отличие от американской, всегда была достаточно маргинальна.

В 1990-х годах в России, даже чуть раньше чем в Америке, появляется Организация электронной литературы, появляется литературный конкурс «Тенета», (а затем портал «Сетература»), где есть такие номинации, например, как «Виртуал» (вымышленный персонаж, от имени которого написано литературное произведение). Несмотря на раскрепощение текста в самиздатовских публикациях (например, «Азбук» Пригова или журнала «Транспоранс» Ры Никоновой и Сергея Сигея), у нас не было таких звезд текстового искусства, как Кошут, Мачюнас или Дженни Хольцер, но появилось много своих звезд — московских концептуалистов.

 

 

— Что стало причиной возникновения медиапоэзии? Оно стало логичным продолжением смены направлений в искусстве или дело в несостоятельности традиционных форм?

— Не хочется говорить, что сейчас у людей нет интереса к традиционной литературе. В Петербурге поэтических чтений в день происходит больше, чем в не менее культурной столице — Чикаго. Просто мы забыли о том, что поэзия существует в любой ситуации эмоционально или интеллектуально осознанного использования языка. Есть традиционные места, где мы воспринимаем то, что говорится или читается с листа, как поэзию, — это библиотека, литературное кафе, университетская аудитория. На самом деле, поэзия существует буквально везде. Например, вы пишете SMS-сообщение значимому человеку, то есть кодируете свои эмоции при помощи графических символов, и получается концентрированное непрагматическое использование языка — поэзия.

Предпосылкой к появлению медиапоэзии стало появление огромного количества поверхностей письма — компьютеров, смартфонов, экранов в городском пространстве. Любая технология, которая работает с языком звучащим или написанным, может быть использована для создания поэтических текстов.

Медиапоэзия расширила рамки поэтического и позволила большему количеству явлений войти в представление о поэзии.

 

— Расскажите о Лаборатории экспериментальной поэзии (ЛЭП) — как появилась идея ее создания?

— Нашей Лаборатории уже год, она появилась в феврале 2014-го. До этого, когда меня просили (а случалось это довольно часто) написать о русской медиапоэзии, я все время называла одно и то же имя — Анну Толкачеву (ее работы тоже можно будет увидеть на Новой сцене 10–11 апреля), писала о событиях 1990-х годов... Когда же меня попросили написать объемную статью, я поняла — писать вовсе не о чем! Так я стала куратором и начала при помощи лаборантов и коллег изменять реальность поэтического творчества. И это удается!

Сейчас ЛЭП — это место, где мы формулируем задачу, создаем поэтические тексты, поэтические инсталляции и поэтические события. Кроме того, мы приглашаем в Петербург мировых звезд медиапоэзии. В этом году к нам приедет Ник Монтфорт из США, его выступление можно будьте увидеть 5 апреля в «Ленинград-центре», и группа «Орбита» из Латвии (12 апреля, «Ленинград-центр»).

 

 

— Много ли людей интересуется медиапоэзией?

— Когда я вернулась в 2012 году из США с идеями цифровой революции в поэзии, у меня было ощущение полной изоляции, казалось, что медиапоэзия никому не нужна. А когда в 2013 году Елена Демидова открыла в Москве Лабораторию медиапоэзии, стало ясно, что есть огромное количество людей, интересующихся этим явлением. А также огромное количество мест, где можно выставляться: это Новая сцена Александринского театра, ММОМА, Ленинская библиотека и другие библиотеки, галерея-мастерская «Сколково», галерея «Граунд», «Ленинград-центр», креативное пространство «Тайга» и другие замечательные площадки, например, Самарский государственный аэрокосмический университет. И теперь каждый месяц меня приглашают читать лекцию о медиапоэзии, что особенно радует.

 

— Такую же лекцию вы будете читать в рамках фестиваля «101. Поэтика цифрового искусства», о котором мы писали ранее. Как появилось его название и что означает «101»?

— В Лаборатории экспериментальной поэзии было интересное задание — составить свою нумерологическую биографию, представив ее в виде значимых цифр, без слов. По итогам мы сделали событие «Цифровая революция» именно 7 ноября, потому что цифры в данном случае понастоящему свергли буквы. Стало ясно, что называть крупный фестиваль цифрового искусства буквами было бы нелогично. Название «101» отсылает к системе двоичного кода и к представлению информации потоком единиц и нулей. С другой стороны, «101» также включает зрителя в практику дада-экспериментов (1=да, 0=нет, да-нет-да).

 

— Какая форма медиапоэзии вам больше всего нравится?

— Меня захватывает и завораживает взаимодействие с машиной, возможность сотворчества с ней. Тому, как звучала бы поэзия машин, посвящен наш проект со звуковым художником Тарасом Машталиром Machine Libertine. Не меньше эмоций вызывают и звуковые произведения, которые можно почувствовать телом. Они могут быть без слов или со словами, воспроизводящимися на разных частотах. Поэзия, выраженная в хореографии, — тоже очень захватывающее зрелище. Важно понимать, что чтение возможно всем телом — в том, что мы читаем лишь глазами, есть некая ограниченность, ведь можно читать положением тела, даже положением рук.

 

 

— Как зрители реагируют на перформансы и инсталляции? Может ли неподготовленный человек с легкостью воспринять медиапоэзию?

— Каждый фестиваль медиапоэзии непременно содержит и образовательную часть — лекции, мастер-классы. Я считаю, что образовательная часть никогда и ничему не помешает. Однако она не является обязательной для понимания медиапоэзии. Безусловно, люди, находящиеся в контексте современного искусства, воспринимают ее легче и проще. Иногда люди спрашивают: «Где же здесь поэзия? Я вижу машину, механизм, но где поэзия?» Поэтому следует сразу объяснять идею: поэзия — это концентрированное осознанное использование языка, и ее можно и нужно находить повсюду.

Композитор Джон Кейдж писал: «Музыка есть во всем, просто мы не умеем ее слышать». Для понимания медиапоэзии нужно быть открытым, научиться слушать, видеть и осознавать.

 

Нужно быть готовым к тому, что поэзия может быть в совершенно неожиданном месте — в случайно услышанном разговоре, в прочитанной рекламной фразе.

 

— Какое будущее ждет классическое искусство и медиапоэзию?

— Медиапоэзия станет поэзией и войдет в повседневную жизнь каждого. Переживать за традиционное искусство не придется — оно не уйдет, как не уходият сегодня классическая музыка и живопись. Оно станет определенной формой мастерства, интеллектуальным, рафинированным изыском. Безусловно, все классическое искусство станет чуть менее понятным, сдвинется на периферию внимания читателей. Но все сюжеты, фразы, пассажи из него перетекут в другие формы, как это можно проследить по переходу устных мифов в печатное слово.

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Ещё по теме:

Пена и вершины

Пена и вершины

«Понедельник» поговорил с поэтом Дмитрием Коломенским о том, зачем писать стихи и как хорошая поэзия придет к читателю

19 декабря 2015 0 352

Свежие статьи

Прогнозы на Чемпионат России по футболу от профессионалов Betting Insider

Прогнозы на Чемпионат России по футболу от профессионалов Betting Insider

Аналитика матчей и полезные ставочные тренды.

28 сентября 2020 0 6
Прогнозы на футбол сегодня от профессионалов Betting Insider

Прогнозы на футбол сегодня от профессионалов Betting Insider

Для любителей спортивных пари: уникальное беттинг-комьюнити, возможность играть на виртуальную валюту, актуальные новости и разбор проверенных стратегий.

27 сентября 2020 0 8
Сравнение фотовозможностей: iPhone 11 против Galaxy S20

Сравнение фотовозможностей: iPhone 11 против Galaxy S20

Два базовых флагмана, которые стоят примерно одинаково. Они прямые конкуренты, так что сегодня мы сравним эти две модели и решим, какой аппарат круче и почему.

4 июня 2020 0 114