интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
3 .. 5
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 65.31
  • 75.37
спецпроект
Vzmakh-30

Афиша

пятница, 30 октября

«Городов» не существует

 

Это как пароль «свой-чужой». Человек приезжает в новый город и понимает: да, он способен тут заработать или получить образование, а вот любоваться на него каждый день из окон... Как понять, хочется ли жить в этом городе? Не обманывают ли глянцевые картинки или городские мифы?

Текст: Светлана Хаматова

 

«В Москву — работать, в Петербург — жить» — эта максима придумана, конечно, теми, кто в соперничестве двух столиц выбрал сторону Северной. Сколько опросов ни проводи, вы найдете людей, которые докажут, что все так и есть — или нет, все наоборот. Вы посоветуете бывший Ленинград другу, а счастлив он будет только в Первопрестольной. Лично я люблю в интервью с медийными персонами задавать провокационный вопрос, какой из двух городов им ближе. Мне все равно какой, мне интересно — почему? Приличные люди, расхвалив один город, обычно прибавляют: «А в Москве/Петербурге у меня друзья!»

 

 

Подальше от центра

На случай, если вы пропустили: статья Игоря Антоновского «с грозным предупреждением любителям города на Неве». Популярный сетевой автор и создатель паблика «Спальные районы страны OZ» жестко обошелся с теми, кто романтизирует исторический центр города и наивно полагает, что достаточно снять комнатку вблизи Невского и вечерами просиживать в барах, чтобы быть причисленным к богеме.

Вот вам несколько цитат:

«Центр Петербурга пожирает. Приезжему кажется, что в городе на Неве существуют только центр, Васильевский остров и Петроградская. Городские окраины он воспринимает как портал на родину. В этом кроется одна из главных опасностей Петербурга: сегодня центр города пригоден только для двух вещей — спиться и повеситься».

«Центр создает иллюзию того, что все дороги открыты, но эти дороги позволяют только убить вечер в приятной прогулке. А с точки зрения вклада в ваше будущее такая праздность только сокращает период, когда вы активны и можете что-то сделать».

«Работа в Петербурге не приносит ничего, кроме непрекращающейся депрессии, ваше и без того скудное свободное время пожирает ужасающе медленный темп этого города и, не успев оглянуться, вы вновь оказываетесь в колее пятидневки».

 

Комментарии были противоречивы, кто за, кто против, кто кричал «Точно! Да!», кто изысканно возмущался: «Безоблачное будущее наступит для России, как только гроб Достоевского подключат к динамо и начнут накапливать энергию, потому, что вращается он уже давно и с каждой статьей про Петербург только набирает обороты».

 

 

Мы задали Игорю Антоновскому несколько вопросов.

— Эта статья — литературная шутка или вы так и относитесь к исторической части города и тем романтикам, которые думают, что, проживая в этом центре, поймут что-то особенное, станут кем-то?

— Нет, не шутка. К историческому центру я сложно отношусь — надо жить вдали от него, но всегда иметь его в уме. Когда вы обожествляете кого-то или что-то, с ним нельзя строить близких отношений. Он должен быть, как Стена в «Игре престолов» — понимаете? Центр тоже должен быть где-то за темными лесами, овеянный мифами. Или вот еще метафору нашел: центр — это сон, но нельзя провести всю жизнь во сне.

Я еду в центр, я погружаюсь в сон. Я фанатично отношусь к центру Питера, я бы сказал, что фанатичнее многих, оттого больше люблю спальные районы. Относиться к центру по-сокуровски, по-розенбаумовски, то есть презирая спальные районы, — это примитив. У меня лавкрафтовское отношение к центру. Как у Рэндольфа Картера к Неведомому Кадату: я готов сомнамбулически искать его вечно, но не готов раствориться в нем. На приезжих я смотрю, как тибетские монахи на туристов, покусившихся на святыни. Они слишком потребительски относятся к нашему сакральному!

 

 

— Вам нравится «спальная» часть Петербурга, а если выбирать между Москвой и Петербургом?

— В Москве спальный район — это редкие белые зубы высоток, которые торчат на 24 этажа вверх, это гопники. Микрорайоны отрезаны друг от друга какой-то дикой промзоной. Это хаос, нагромождение каких-то строений, они плавают в бульоне мироздания, как кости в супе. В Питере спальный район — это бастион, защищающий сакральный центр, и мы стражи этого бастиона.

 

— Как вы думаете, на устойчивое мнение о городе влияет первое впечатление? Стоит ли посоветовать всем приезжать в Петербург солнечным летом, а в Москву — золотой ясной осенью?

— В Питер стоит приезжать глубокой ночью, и чтобы утро не наступало. В Москву советую приезжать осенью, ломать себя серыми буднями. В Берлин или в Прагу, в маленькие европейские города — зимой, когда улицы быстро пустеют к ночи, и ты остаешься один на один с призраками, с атмосферой — это круто. Летом рекомендую посетить Прибалтику. Сидеть или лежать посреди поля где-нибудь в Сигулде, смотреть в небо. Вот это я точно знаю!

 

— Ричард Флорида, автор понятия «креативный класс», написал книгу «Кто твой город?», в которой дает рекомендации, где какой группе лиц следует жить. Сан-Франциско — лучшее в США место для одиноких молодых людей. Детей лучше воспитывать в Вашингтоне, а доживать своей век на пенсии надо в Нью-Йорке. Вы верите, что конкретно этот человек нашел какие-то объективные критерии? Все-таки он угадал с целым классом!

— Этот человек как-то сомнительно угадал — дал оправдание образу жизни тысяч разных людей. Во-первых, лично я против сегрегации, во-вторых, Флорида пишет книжки и зарабатывает этим на жизнь, а дельные мысли нужны для прикладного применения. Почему бы не организовать туры для бабушек туда, а для мам — сюда? А то книжки и я писать умею!

 

Выбрать правильное место

Между тем идеи Ричарда Флориды овладевают умами. Разве не многим из нас кажется, что как только мы переедем — из провинциального города в мегаполис, из Петербурга в Москву (иногда — наоборот) или сразу за границу, в Европу, Азию или еще дальше, в Америку, Австралию, на острова — все сразу наладится? Как легко поверить Флориде, который вместо зануд-психологов, предлагающих вначале разобраться в себе, говорит: «Просто выбери из списка правильное место!»

 

К слову, в США этого автора воспринимают неоднозначно, но на его теориях, тем не менее, строят городское планирование. Это ли не признание?

Несколько выводов, которые можно сделать из работ исследователя, во всяком случае, полезны. Во-первых, нужно контролировать направление.

Если придерживаться самой крупной классификации Флориды, который разделяет мир на пять глобальных типов — центры инновации, офисные центры, фабрики, деревни и трущобы, то Москва — это, конечно, глобальный офисный центр. А вот Петербург... Здесь не глобальная фабрика, если образец для сравнения — Шанхай. А чтобы стать глобальным центром инноваций, как Сан-Франциско, Петербургу не хватает немного собственно глобальности и открытости, чтобы умные люди стекались именно сюда — со всего мира. Это означает, что Петербург еще развивается, чтобы занять свое место под солнцем, и от усилий горожан и властей зависит конечный результат.

Во-вторых, принять мобильность. С точки зрения Ричарда Флориды, в жизни человека есть три важных этапа, когда условия жизни должны существенно меняться: после школы, когда появляются дети, и когда дети выросли и начинают строить отдельную жизнь. Идеально, конечно, найти территорию, где для каждого из этапов будет обеспечено все: от безопасности и ключевых услуг до экономического роста и эстетики окружающей среды. Но по большому счету не так много городов, которые бы позволяли качественно прожить всю жизнь, не покидая их надолго. В советские годы было не принято менять города, хотя получение высшего образования, распределение на отработку после учебы, комсомольские стройки и прочие масштабные проекты способствовали переездам. Если следовать логике Флориды, то на каком бы из трех этапов жизни вы ни находились, нужно оценить место и решить, подходит ли оно вам сейчас и будет ли подходить для следующего этапа?

В-третьих, искать себе подобных. Флорида уверяет, что люди счастливее среди тех, кто похож на них — даже не по увлечениям, а по типу личности. Не будем вдаваться в подробности, ведь типов личности различные авторы выделяют массу, но чаще всего мы узнаем интуитивно, кто реагирует, как мы. Например, «креативщики» предпочитают селиться концентрированно, найти их не составит труда.

 

 

Что мы получаем в сухом остатке? Выбор места проживания должен быть максимально сознательным, он требует разведки и даже не просто выхода из зоны комфорта, а просто-таки ее разрушения. И даже если выясняется, что да, на данном этапе город всем нашим запросам отвечает, это совсем не значит, что так будет всегда. И очень может быть, что следующий жизненный шаг хорошо бы делать в другом месте. А главное: на самом деле мы переезжаем в определенную среду с инфраструктурой, а не в «населенный пункт», в «Москву» или «Петербург».

Вспоминая «Матрицу»: «городов» не существует.

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Ещё по теме:

За ролики!

За ролики!

С приходом тепла на улицах города пешеходы вынуждены делить тротуар с роллерами...

17 мая 2014 0 743
Выбор за вами: ресторанный день или флешмоб «Целующийся город»?

Выбор за вами: ресторанный день или флешмоб «Целующийся город»?

Подборка самых интересных мероприятий, которые стоит посетить 14 и 15 февраля в Петербурге.

10 февраля 2015 0 1082
Нескучные лекции и интеллигентные танцы

Нескучные лекции и интеллигентные танцы

Как проходят первые в России познавательные вечеринки InCrowd

15 января 2016 0 605

Свежие статьи

Как новые технологии меняют футбол

Как новые технологии меняют футбол

В мировом футболе долгое время сопротивлялись приходу в игру новых технологий, и как показывает практика, частично опасения «консерваторов» были оправданы.

28 октября 2020 0 13
Айфон 12 — какой он? Особенности модели

Айфон 12 — какой он? Особенности модели

Каждая модель «Айфона» — это сенсация, которую ждут, предзаказывают и обсуждают. Двенадцатая линейка гаджетов, само собой, не стала исключением.

26 октября 2020 0 16
На десерт ‒ портрет и натюрморты!

На десерт ‒ портрет и натюрморты!

Недавно «Понедельник» писал о появлении в Петербурге нового городского пространства, где современное искусство соединяется с эстетикой вкуса. Однако мы решили: одним анонсом «сыт» не будешь, — и распробовали «Вкус искусства» как следует.

23 октября 2020 0 51