интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
3 .. 5
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 65.31
  • 75.37
спецпроект
Vzmakh-30

Афиша

пятница, 30 октября

Как удержаться на арендованных метрах

 

Не секрет, что, по моде последних лет, каждый уважающий себя российский город просто обязан обзавестись десятком-другим кластеров, арт-пространств, лофтов или, на худой конец, просто торгово-развлекательных комплексов. Отличительной особенностью первых является как местонахождение: обязательно в старом здании, желательно с обширным культурным бэкграундом — так и наполнение; кластер представляет своего рода улей, кипящий днем и не всегда затихающий ночью. Конечно, здесь нечего делать магазинам традиционных марок, равно как и классическому общепиту и разного рода провайдерам в сфере услуг; но если вы продаете лонгборды и деревянные чехлы для смартфонов, экологически чистые резиночки для волос или калифорнийские бургеры с натуральным гуакамоле — вас примут с распростертыми объятиями.

Текст: Евгений Александров

Иллюстрации: Анна Классен

 

Впрочем, мы сейчас говорим не об эмоциональной составляющей такого рода коммерции, а о банальном заработке; который, пусть небольшой, но должен присутствовать в жизни любого проекта «про деньги». А «не про деньги» я не пишу, следовательно, если вам нравится содержать убыточный, но чрезвычайно приятный вашему сердцу проект — то смело переходите к другим материалам этого сайта, а эту статью пропустите.

Итак, почему количество кластеров растет и растет, и все равно не успевает за числом желающих тут обосноваться? Подкупает, во-первых, общность аудитории: все молодые, все творческие, примерно половина делает проект на чужие деньги и, следовательно, разделяет все тревоги, радости и опасения соседа. Чувство плеча, одним словом. Во-вторых, кластер обеспечивает стабильный клиентский поток; люди с избытком свободного времени (что — забегая вперед — отнюдь не значит: денег) приходят посмотреть на новое модное пространство, съесть или купить что-нибудь экстравагантное, сделать полтора десятка селфи и залить в два раза больше фотографий в инстаграм. Грамотная пиар- и эвент-организация обеспечивает такой поток стабильно, благодаря концертам, фестивалям, разного рода акциям и т.п. Наконец, аренда кластерного пространства значительно дешевле, чем аренда в среднем по городу — особенно, если речь идет о центре. На этих резонах, как на трех слонах основано желание огромного числа молодых людей из «креативного класса» открыть свой первый бизнес именно так.

Но, конечно, мы коснулись только верхушки айсберга. А все самое интересное начинается ниже ватерлинии.

 

Закрывшийся творческий кластер «Четверть»

 

Риски

Обратите внимание на модный городской таблоид, вроде, скажем, The Village. Почитайте об открытии новых крутых — потенциально крутых — точек и сопоставьте это с именами владельцев. Очень быстро выяснится, что успешные бизнесмены и инвесторы почему-то вкладываются, в основном, в автономные площадки — даже если это безумно дорого. Даже самые «хипстерские» места вроде фалафельных, локальных сидрерий и логборд-сервисов зачастую расположены «на отшибе» (то есть, не внутри какого-то мультикультурного проекта, а в собственном помещении с отдельным входом и т.п.) — особенно, если принадлежат людям, уже успешно проявившим себя в бизнесе. Почему так? Дело в том, что «вписка» в лофт включает в себя значительное число рисков и прямых минусов, о которых не принято говорить.

 

Именно поэтому их и следует здесь озвучить!

Проблема № 1: проходимость

Кластеры, лофты и т.п. пространства расположены, как правило, на значительном расстоянии от метро.

«Значительном» — поскольку среднестатистический житель мегаполиса привык делать покупки непосредственно в ста метрах от места выхода на поверхность. То есть 15-20 минут от метро — это довольно много. То же самое можно сказать и о планировке. Аудитория, привыкшая к залитым светом холлам и торговым галереям, в которых запросто разойдутся два слона, не всегда воспринимает паутину коридоров в бывшем доходном доме или картографическом бюро. А т.к. творческие пространства занимают чаще всего дома с промышленной или жилой планировкой, то клиенту, не слишком заинтересованному в покупке, зашедшему случайно, скорее всего, даже не захочется подниматься выше первого этажа и забредать внутрь слишком глубоко.

 

Креативное пространство «Ткачи»

 

Проблема № 2: условия аренды

Торговые площади ТЦ и ТРЦ, как правило, принадлежат одной компании; ее же сотрудники заключают арендные договора и выступают по ним гарантами. То есть все более-менее прозрачно: объект существует, чтобы приносить хозяевам деньги. Пока вы платите — вы занимаете площадку. Но в ситуации с лофтами все гораздо сложнее. Так, чаще всего владельцем здания является непосредственно город; на городских торгах или иным путем у здания появляется первый арендатор. Как правило, данный арендатор передает здание по цепочке — я имею в виду объекты, ставшие, в конечном итоге, культурными «грандхаусами». Появляются субарендаторы. В принципе, лофт или кластер может быть создан уже на этом этапе. Но чаще бывает не так.

Субарендатор — или несколько субарендаторов — уже начинают «пилить» и сдавать здание кусками, разумеется, договорившись зарабатывать на этом как на творческом конструкте. Но, как нетрудно догадаться, на нижних уровнях цепочки трудно контролировать весь объем обязательств по содержанию здания, частоту выплат, равно как и отслеживать коммерческую историю объекта. Иначе говоря, когда собственник внезапно разочаруется в эксплуатации объекта именно таким образом — то есть в формате лофта, он найдет возможность разорвать контракт с первым арендатором, тот отзовет договор со вторым и пр. Бывает, что здание оказывается закреплено за каким-нибудь давно закрытым заводом, у которого находятся покупатели, висит на балансе в ведомстве, где его неожиданно «находят» и т.п. Во всех этих случаях проект немедленно прекращает существование. Но — не будем забывать! — лофт — это не офисный центр.

Как правило, он сдается молодым предпринимателям дешево, но зато в состоянии руин и бетонных коробок, без коммуникаций и со следами ремонта 1950-х гг. И вот вы сделали ремонт, настроились окупить затраты в ближайшие 14-15 месяцев, а проект вдруг раз — и лопнул!

В завершение расскажу еще один эпичный пример: кураторы одного такого столичного пространства заключили договор, согласно которому, ежели собственник вдруг захочет досрочно расторгнуть договор аренды, то он платит солидную неустойку — порядка 600 000 $. Но вот только мелкие арендаторы, вложившие деньги в голые стены, не получат оттуда ни цента. Это официальное заявление юристов управляющей компании. Дескать, если всех отсюда выгонят, мы свои деньги отобьем в любом случае, а хипстеры... что ж, не повезло!

 

Лофт проект «Этажи»

 

Проблема № 3: соседи

В любом торговом центре классического типа, так или иначе, происходит зонирование пространства. В одном конце — сувениры и посуда, в другом — одежда, отдельный этаж для обуви, игрушек и спорттоваров. Короче говоря, есть логика организации площади. Но не там, где поселился творческий бес «лофтоцентризма»! Т.к. все помещения нестандартные: одно больше, другое — меньше, у одного есть арка, у другого нет ни одного окна — заполняются они по мере нахождения желающих. То есть предсказать, кто же будет вашими соседями, зачастую нельзя. И вот оказываются вперемешку бары, ателье, чайные магазины, кальянные комнаты... Такое соседство не всегда бывает комфортным, например, если вы торгуете детскими игрушками, а по соседству расположилась мотомастерская.

 

Проблема № 4: аудитория

Об этом не принято говорить вслух, но все же «хипстерская» волна не вечна, и даже сейчас она идет на спад. А значительная доля людей, зашедших в кластер «на огонек», такие же молодые бизнесмены, как и вы. У них много идей, амбиций и мало денег, ведь они тоже копят на стартап.

 

Итак, сильные стороны открытия бизнеса в творческом пространстве, кластере, лофте:

1. Расположение в центре: для многих молодых предпринимателей это единственная возможность позволить себя расположиться в пределах Садового кольца

2. Потенциальная пиар-поддержка: если у кластера хорошая команда, его ждет внимание городских СМИ и активное присутствие в соц.сетях

3. Правило плеча: можно делиться опытом с соседями, узнавать новости о проектах

4. Дешевая аренда

5. Возможность с самого начала делать проект «под себя»

 

Слабые стороны и риски:

1. Практически полное отсутствие гарантий перед вами со стороны компании-арендодателя; в случае каких-то осложнений в ее отношениях с собственником здания крайними окажетесь вы

2. Низкая проходимость: по сути, большую часть времени кластер стоит пустым, наполняясь во время каких-то событий

3. Не всегда удачные соседи

4. Аудитория, чуть менее чем полностью ограниченная людьми моложе 30 лет и находящимися в той же социальной группе, что и вы

 

В общем, если ваш бизнес-план подразумевает хорошую прибыль уже в первые месяцы работы и окупаемость в течение года — все отлично и въехать в кластер будет неплохим решением. То же самое можно сказать, если у вас уже есть постоянная целевая аудитория, вы активно присутствуете в интернете и не слишком зависимы от поточной аудитории. В противном случае не забывайте о минусах «полной кластеризации».

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Ещё по теме:

Делайте ваши ставки

Делайте ваши ставки

Перешагнув виртуальный порог интернет-магазина, непременно наткнешься на он-лайн...

16 мая 2014 0 999
Ячейка общества

Ячейка общества

Пока мы прячем скелеты в платяном шкафу да на антресолях, весь прогрессивный мир...

27 июня 2014 4 1095
Карготектура в Петербурге

Карготектура в Петербурге

Собственное помещение – барьер, который могут взять не все стартаперы. Нет денег на офис? Снимите контейнер!

23 апреля 2015 1 958

Свежие статьи

Как новые технологии меняют футбол

Как новые технологии меняют футбол

В мировом футболе долгое время сопротивлялись приходу в игру новых технологий, и как показывает практика, частично опасения «консерваторов» были оправданы.

28 октября 2020 0 13
Айфон 12 — какой он? Особенности модели

Айфон 12 — какой он? Особенности модели

Каждая модель «Айфона» — это сенсация, которую ждут, предзаказывают и обсуждают. Двенадцатая линейка гаджетов, само собой, не стала исключением.

26 октября 2020 0 16
На десерт ‒ портрет и натюрморты!

На десерт ‒ портрет и натюрморты!

Недавно «Понедельник» писал о появлении в Петербурге нового городского пространства, где современное искусство соединяется с эстетикой вкуса. Однако мы решили: одним анонсом «сыт» не будешь, — и распробовали «Вкус искусства» как следует.

23 октября 2020 0 51