интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
3 .. 5
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 65.31
  • 75.37
спецпроект
Vzmakh-30

Афиша

среда, 4 августа

Код cinema

 

В 15 лет Андрей Сигле входил в молодежную сборную Ленинграда по хоккею. Около его дома стояла хоккейная коробка, где хотелось проводить все свободное время. А вместо этого нужно было сидеть за фортепиано и заниматься, заниматься. Не давала бросить все ради спорта учительница в музыкальной школе — она спрашивала строго и время от времени подкладывала книжки с биографиями великих композиторов и музыкантов. Сейчас Татьяна Петровна Соколова заведует отделением в той же школе и гордится своим учеником — кинокомпозитором, главой кинокомпании Proline Film, заслуженным деятелем искусств России, членом Европейской киноакадемии.

Текст: Светлана Хаматова

 

— Андрей Рейнгардтович, начнем издалека. В вашей биографии есть такая любопытная строчка, не связанная с кинематографом: вы работали над альбомами «Кино», «Наутилуса», Сергея Курехина и Бориса Гребенщикова. Как попасть в число счастливчиков, которые трудятся над такой музыкой?

— Это было несложно, потому что я выступал как студийный музыкант. Тогда нашлось бы не так много людей, которые могли играть в студиях, для этого нужны были опыт, образование. Концерт — это совершенно другое. Профессиональный опыт музыкантов, игравших на концертах, тогда был не очень высок, речь скорее шла не о музыке, а о гражданской позиции. Насчет того, как дело обстоит сейчас, не скажу. Я уже давно не слежу за тем, что творится на сцене. Рок-н-ролл мертв, а это была музыка моего детства, моей юности. То, что происходит в музыке теперь, я не понимаю. Когда мои приятели проявляют инициативу и предлагают тряхнуть стариной, собраться поиграть, я говорю: «Никогда в жизни!» Рок — это энергия молодости.

 

 

— Тем более что вас захватила другая музыка? Скажите, а есть какой-то секрет, как стать кинокомпозитором?

— Нет, нужно учиться. Я учусь музыке с пяти лет: музыкальная школа, училище, Ленинградская консерватория, потом Шведская королевская академия музыки в Гетеборге — по приглашению ректора по специальности «Кинокомпозитор». Большая наука — работа с выдающимися композиторами: Кнайфелем, Коровайчуком, Дашкевичем. А также нужно чувствовать кино, любить его, быть профессионалом в своем деле.

 

— Какие киномелодии у вас в избранном?

— Когда я учился в Швеции, то мы изучали много самой разной музыки — от той, которую играли таперы по нотам на заре кинематографа, до современных композиторов. Из моих самых любимых — колыбельная из «Списка Шиндлера» Уильямса, это просто вершина киномузыки! В ней заложен код этого фильма. Музыка в кино — особый инструмент, который помогает выстраивать драматургию, усиливает эмоциональные ощущения от фильма. Другой пример: «Семейка Адамс» Шаймана.

 

— Какой контраст!

— Да, а если называть имена, то Эннио Морриконе, Нино Рота, Ханс Циммер. Циммер, кстати, — это некий бренд в кинематографе, целое предприятие по производству музыки, на него работает огромное количество композиторов из разных стран — я встречался с некоторыми из них.

 

 

— То есть музыкальные «негры» тоже существуют?

— Это не «негры», а члены большой команды: кто-то занимается разработкой тем, кто-то — аранжировкой, третьи совмещают с изображением. Это позволяет эффективно писать музыку для такого огромного количества фильмов, причем в разных стилях. Но я не сторонник такой системы. Понимаете, в идеале кинокомпозитор должен работать в любых стилях, знать рок-музыку, джаз, делать партии для оркестра, даже создавать шумовые партитуры. То есть обладать универсальным композиторским опытом. Конечно, иногда бывает так, что авторов, работающих в конкретном стиле, приглашают в кино, где это будет уместно. Но для другой картины они уже не подойдут.

 

— Вы берете учеников?

— Мне часто говорят: «Почему ты не преподаешь?» Университет кино и телевидения зовет к себе уже который год, предлагает взять курс, но мне еще самому много чему нужно научиться. Я готов делиться опытом, если это кому-нибудь интересно, но читать лекции...

 

— Сколько времени вы отдаете занятию музыкой?

— Когда я учился на пианиста, это была просто каторга, занятия длились по пять-шесть часов в день. Мальчишки на улице кричали, галдели, звали меня играть в хоккей — мучение! Казалось бы, композитору проще. Но нет, сейчас, например, работаю сразу над двумя картинами. Это фильм-сказка, который выйдет в кинотеатрах в феврале, — «12 месяцев», и 16-серийный телевизионный фильм «Бабье лето», снятый для «Первого канала». Писать я могу сутками напролет. Прерываться в этот момент мучительно, возвращаешься — и уже, конечно, не можешь войти в ту же воду — в ту же тему... Я завидую тем, кто занимается одним делом в этой жизни, мне приходится заниматься несколькими...

 

— Вы имеете в виду руководство студией? А в кинокомпании у вас есть стажеры?

— Есть. Что они должны делать? Они должны постигать науку создания кино. Кино — это синтетическое искусство, требующее широких познаний. Надо очень любить кинематограф, для того чтобы в нем удержаться. Потому что иногда на любви к этому делу, к этой творческой атмосфере все и держится. Кинопроизводство означает чаще всего ненормированный рабочий день, на площадке можно провести и 14, и 16 часов. Бывает объект или актеры, которых нужно снять сегодня — или никогда. Успех стажера во многом зависит от того, насколько тот умеет быть полезным, исполнительным. И еще нужно уметь ждать. На картине «Гадкие лебеди» наш оператор менял свет по пять часов! Остальным приходилось ждать...

 

— В стажеры можно попасть «с улицы»?

— Да, так часто и происходит. Можно быть учеником костюмера или гримера, например. Сначала стажер должен быть готов делать все — таскать штативы и реквизит, кофе носить — лишь бы служить любимому делу. Потом он обязательно найдет свое место.

 

— Когда вы создавали студию, то сделали ставку на некоммерческое авторское кино. Это вот такая же любовь или же вы решили сделать себе имя?

— Любовь. Я понимаю и чувствую это кино, а коммерческое, делающее большие сборы в кинотеатрах, нет. Как вы знаете, посетители кинотеатров — это люди от 15 до 25, так вот, я не считаю себя большим знатоком этого возраста, я не знаю, что они хотят смотреть, я не понимаю, почему фильм «Горько!» собрал такие сумасшедшие деньги. Хотя я могу вам сказать, что 99% людей, работающих на продвижении кинематографа, не в состоянии объяснить, почему так происходит, почему один проект успешен, а следующий, у тех же самых людей, проваливается в прокате. Получается, что все гадают на кофейной гуще, а для бизнеса непредсказуемость — смерть.

 

 

— Однако киностудия должна на что-то жить? Ваши телепроекты — средство для оплаты счетов?

— На телевидении немного иная публика. Это зрители старше 30–40 лет, то есть люди, которые росли в одной стране со мной. Я понимаю, что они хотят, представляю их жизненные ориентиры. Телевидение само по себе жестко определяет границы некоторых тем, характеры. Телевизионные фильмы — это не сериалы. Мы не «закрываем часы». Есть такое понятие у телевизионщиков, когда нужно чем угодно, но занять эфирное время. Мы делаем многосерийное кино на максимально высоком художественном уровне.

 

— Вы работаете с известными режиссерами — Константином Лопушанским, Дмитрием Светозаровым, Александром Сокуровым, а может какой-то новичок прислать вам текст?

— Да, и они присылают. Я читаю очень много разных сценариев. В 90% случаев это графомания, потому что без профессиональных навыков сценариста тут не обойтись. Темку можно выдумать, сюжетик создать — тоже, а вот развернуть все это в сценарий фильма, который удержит зрителя в кинотеатре в течение двух часов...

 

— Какие ленты из последних вам понравились?

— Картина «Отель „Гранд Будапешт“» и наш «Фауст» Александра Сокурова, получивший «Золотого льва» на Венецианском международном кинофестивале. Я смотрю американское кино, по работе и для себя. Это великий кинематограф, он дает великий опыт, отличный от нашего. При небольшом литературном багаже американская культура по большому счету родилась в сценариях. У нас наоборот, даже обидно, что при таком литературном богатстве со сценариями не очень хорошо. А там — это целая профессия. Тем не менее приятно, что когда мы снимали «Фауста» за рубежом и европейские коллеги принимали участие, было видно, что мы во многом им не уступаем. У нас был оператором Брюно Дельбоннель, он входит в пятерку лучших операторов Голливуда и очень хотел работать на нашем проекте. Но... он растерялся! Те творческие задачи, что ему ставил Александр Сокуров, для него были очень интересны и необычны. Мы многому научились друг у друга.

 

— Дайте полезный совет тем, кто только начинает свой путь?

— Не теряйте даром времени, меньше сидите в кафешках, ищите любимое дело и после не бросайте его. В юности много соблазнов, ошибочных представлений. Постарайтесь найти тех, кто поможет разобраться, выйти из дебрей к людям. Нас определяют наши учителя. Если мы попали в руки к хорошим педагогам, это уже полдела! Ищите таких людей, пусть вам повезет встретиться!

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Ещё по теме:

Имени «Есенина»

Имени «Есенина»

Восемнадцатилетняя жительница Ижевска Юлия Есенина — «лицо» молодого поп-рок коллектива...

21 марта 2014 0 1046
Чем занимается помреж?

Чем занимается помреж?

Стоит ли учиться на «хлопушку»?

18 октября 2014 3 13805
«Пчелография»: попасть в мультфильм

«Пчелография»: попасть в мультфильм

Как появился экологически-географический проект с персонажами, основанными на реальных людях?

27 декабря 2014 0 2590

Свежие статьи

Звезды футбола, которые красиво завершили свою игровую карьеру

Звезды футбола, которые красиво завершили свою игровую карьеру

Кто из топ футболистов нашел в себе силы красиво завершить карьеру.

1 декабря 2020 0 211
В Preply.com рассказали, как «прокачать» английский

В Preply.com рассказали, как «прокачать» английский

В изучении языка главное — это система, постоянство и упорство. Выстроить систему, которая каждый день будет помогать продвигаться в своих знаниях, помогут эти лайфхаки.

26 ноября 2020 0 242
Они жаждут крови: самые жестокие бойцы ММА

Они жаждут крови: самые жестокие бойцы ММА

Кому из бойцов ММА лучше не попадаться на глаза. Кто считается самым кровожадным бойцом в дисциплине ММА. Кто победит в схватке самых кровожадных бойцов лиги

25 ноября 2020 0 222