интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
3 .. 5
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 65.31
  • 75.37
спецпроект
Vzmakh-30

Мимо «Оскара»

 

24 февраля Американская киноакадемия объявит лауреатов «Оскара». Однако уже сейчас известно, что в шорт-лист не вошел номинант от России — «Собибор». То, что режиссерский дебют Константина Хабенского не дотягивает до премии, — ни для кого не секрет. Российский оскаровский комитет зачастую использует номинацию для улучшения прокатной доли избранных, задвигая более интересные ленты. «Понедельник» решил восстановить справедливость и назвать лучшие российские фильмы 2018 года.

Текст: Лариса Сахарова 

 

«Война Анны»

 

 

Вот явная альтернатива «Собибору» — тоже фильм об ужасах Второй мировой войны, но снятый без замаха. Страшная история рассказана камерно, с точки зрения маленькой девочки, которая стала свидетельницей гибели всей семьи и прячется от мира злых людей в заброшенном камине. Горе ребенка, убийство матери, еврейская тема, ужасы нацизма, котик в конце концов — кажется, что в фильме собрали грубые слезовыжимательные средства. Однако трогательные элементы так тонко вписаны в кинополотно, что перо не поднимается упрекнуть автора в бесцеремонном давлении на психику зрителя. Кстати, о режиссере. «Войну Анны» снял признанный мэтр авторского российского кино — Алексей Федорченко, тот самый, что отхватил три приза Венецианского кинофестиваля (2 награды в 2010-м за «Овсянки» и награду в 2005-м за докфильм «Первые на луне»). Главную же роль сыграла 6-летния Марта Козлова.

 

«Довлатов»

 

 

Алексей Герман-младший весь в отца — творит долгокадровые, пасмурные, задумчивые фильмы. Снимает, обычно, тактично. Но с «Довлатовым» мэтр перебарщивает в первых репликах, грубо тыча зрителя в культурный контекст эпохи 70-х: в две минуты втискивает суд над Бродским, драку из-за Введенского и коммунальный быт. После стартового рывка режиссер успокаивается и показывает не столько события, сколько атмосферу, планомерно вплетая в диалоги и фабулу прямые и косвенные цитаты Довлатова. В России картина имела успех в кинопрокате (заработала два миллиона долларов), Запад также отнесся к байопику благосклонно — наградил Серебрянным Медведем за выдающиеся художественные достижения (Елена Окопная) и Призом газеты Berliner Morgenpost (всё на Берлинале).

 

«Кислота»

 

 

Многие поспешили назвать фильм русской версией бойловской «На игле». Однако наркотической «кислоты» здесь мало, куда больше классической жидкой. Первое ее появление сопровождается комментарием «Берем пионэра — помещаем в кислоту». Чем не слоган? Однако фильму куда больше подходит «Изображая жертву». Великовозрастные «пионэры» XXI века слоняются без дела, дуют губки, занимаются сексом и иногда умирают. Смысловой посыл инфантилен и сводится к обидам на родителей. Зато с художественной точки зрения фильм хорош: актерская игра, съемка оператора и работа режиссера делают «Кислоту» приятной глазу.

 

«Я худею»

 

 

Матерная аллюзия, заложенная в названии, весьма соответствует мироощущению главной героини. Не успев вовремя расстаться с лишними килограммами, Аня расстается с любимым. Теперь, чтобы вернуть жениха, Аннушка решает стать менее заметной фигурой в худосочном обществе. Спорт, ограничения в пище и верные друзья помогут сбросить заветных 15 кг. Вывод предсказуем: параметры счастья не измеряются шкалой весов. В попсовый жанр умело вписаны попсовые треки, диалоги смешны и небанальны, персонажи современны, но не шаблонны. Да, для «Оскара» этого маловато, но давайте не забывать, что нет тяжелее легких жанров. А на выходе диетическая комедия вышла лучше по качеству, чем драма про концентрационный лагерь. Что до золотого истукана, его вполне могли бы вручить за колебания в весе Александры Бортич — американцы это любят (вспомним Шарлиз Терон в «Монстре» или Кристиана Бэйла в «Бойце»). А еще в фильме играют Ирина Горбачева и Шнур.

 

«Человек, который удивил всех»

 

 

Люди, которые удили всех — это авторы фильма: Наташа Меркулова и Алексей Чупов. Супруги-сценаристы раньше были известны как успешные драматурги мейнстримовых проектов (на их совести многочастный «Гоголь»). Непонятно с какого творческого вдохновения семейный подряд сошел с протоптанной дорожки на зыбкую почву арт-хауса. Ещё и Евгения Цыганова втянули в предприятие (в качестве главного исполнителя). Сошествие оказалось удачным. «Человек...» действительно удивил, если не всех, так жюри Венецианского кинофестиваля точно — картину благожелательно приняли критики, а Наталья Кудряшова была удостоена приза «Венецианские горизонты — лучшая актриса». Рассказывает же фильм о простом положительном мужике — сибирском егере Егоре, которому врачи ставят смертельный диагноз. Официальная медицина терпит крах, шаманы тоже зря бьют в бубен, и тогда Егор решает обмануть смерть, как это сделал сказочный селезень Жамба. Метод оказался слишком нетрадиционным для российской глубинки.

 

«Глубокие реки»

 

 

Мощная драма разворачивается в этнических декорациях современного кавказского поселка. Выбор локаций разумен: Владимир Битоков, выпускник мастерской Александра Сокурова в Нальчике, снял дебютный фильм на своей территории — в Кабардино-Балкарии. Битоков рассказывает историю гортанными интонациями кабардинского языка (готовьтесь к субтитрам), под стать наставнику, выбирая для палитры сумрачные тона. «Глубокие реки» чрезвычайно фактурны: кора срубленных деревьев, грубая вязка свитеров, бурлящая река — всё создает ощущение тактильности, реальности происходящего. Но главное в картине — тот саспенс, который передает Битоков, нагнетая напряжение между зажиточной семьей лесорубов и бедствующими жителями поселка. На прошлогоднем «Кинотавре» «Глубокие реки» получили награду «Лучший дебют».

 

«Лето»

 

 

Полуторагодовой домашний арест Кирилла Серебренникова не помешал режиссеру закончить монтаж и выпустить на сцену Каннского кинофестиваля долгожданное «Лето». Бесспорный авторитет театральной сцены в очередной раз доказал, что и в 2D он мастак. Серебренников поднял камеру на святое — на Виктора Цоя. Культовый статус личности на многих действует, как наркотик: люди или уходят в бессмысленный сюрреалистичный отрыв, или впадают в ступор на знаковых датах. Но для Серебренникова Цой — просто повод для творчества. Повод создать легкое, но выверенное ч/б полотно, трансформировать театральные приемы в кинопространство, передать атмосферу русского рока 1980-х, не предавая историю главных героев. «Лето» — лучший российский фильм 2018 года. Отдельный реверанс Роме Зверю за перевоплощение в Майка, лидера «Зоопарка» Михаила Науменко.

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Свежие статьи

Тропой Высоцкого

Тропой Высоцкого

Сколько стоит забраться на Эльбрус и как на этом заработать?

16 июля 2019 0 14
Да, я на коне!

Да, я на коне!

На что может вдохновить цветочное попурри на столе у твоей мамы.

15 июля 2019 0 30
Где устроить party?

Где устроить party?

Как заработать на частных днях рождения, корпоративных собраниях и тренингах.

13 июля 2019 0 32