интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
6 .. 8
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 65.72
  • 75.57
спецпроект
Альтернатива есть

«Не читайте человека по лицу»

 

Во время собеседования, деловых переговоров, ответственных совещаний мы пытаемся «прочитать» друг друга. Не дай бог почесать нос, когда обещаешь прибыль, — все сразу поймут, что ты врешь! А говоря о богатом опыте, ни в коем случае нельзя смотреть вверх и вправо — это же главный признак того, что вы не вспоминаете, а фантазируете. Но так ли все на самом деле? Слово эксперту!

Текст: Алексей Филатов,

научный руководитель направления профайлинга компании «СёрчИнформ»

 

Я — профессиональный профайлер, более десяти лет занимаюсь исследованиями в области оценки вербального и невербального поведения людей, столько же веду практическую работу, провожу обучающие семинары. И регулярно сталкиваюсь с ложными трактовками и ошибочными выводами людей, которые пытаются «читать» микродвижения лица, иначе говоря, занимаются поверхностной физиогномикой...

 

 

Популярности этого направления немало способствовали сериалы Lie to Me, «Менталист» и многие другие, похожие на эти по сценарию. Они показали, как научиться понимать эмоции и мотивы людей, внимательно вглядываясь в лицо и отмечая едва уловимые изменения в нем. Но все ли так просто, как кажется на первый взгляд?

Пожалуй, все помнят политический скандал с Моникой Левински и президентом США Биллом Клинтоном. Во время выступления по этому делу Билл Клинтон часто касался носа. Исследователи насчитали 26 касаний за менее чем пятиминутную речь. Когда президент не лгал, то касаний не было. Это наблюдение быстро разошлось в обществе. И люди стали активно применять его в обычной жизни для выявления лжи. Хотя те же исследователи поясняли, что человек может касаться носа и в других эмоциональных состояниях: когда обижен, рассержен, обеспокоен чем-то. Ну и в конце концов, когда у него обычный насморк или аллергия. Однако переубедить кого-то было уже сложно, ведь люди получили «волшебную таблетку» для выявления лжи.

 

 

Чего мы не видим, смотря на лицо

 

Не все то, что вы видите, является тем, чем кажется. Оценка личности профессионалом производится на основе нескольких характеристик. Потому анализа только лица (и каких отдельных жестов) недостаточно для корректных выводов. Еще нужно учитывать контекст, в котором происходит взаимодействие с человеком, голос, характеристики мимики и движений. Это крайне важно.

В телесериале Lie to Me, как, впрочем, и в остальных, этого нет: там показаны ситуации со среднестатистическими людьми, весь сложный комплекс — мимика, жесты, голос — упрощено. Это создает иллюзию — «так может каждый». На самом деле определенная улыбка или взгляд в контексте наводящего вопроса может ничего не означать, особенно у опытных и профессиональных переговорщиков или неординарных личностей. Такие люди не укладываются в какие-то очевидные концепции и усредненные нормы. Теперь обо всем подробнее.

Пытаясь читать человека по лицу, мы совершим несколько ошибок:

1. Учитываем исключительно мимику. Герой сериала доктор Лайтман определяет, лжет подозреваемый или нет, как раз таким образом: досконально изучая микродвижения лица. Но это невозможно — ни в каких ситуациях. Без контекста анализ не работает. Оценка должна учитывать жестикуляцию, характеристики голоса, окружение и многое другое. Потому усмешка левым уголком губ — это всего лишь усмешка. Трактовать ее в отрыве от всего остального не просто бесполезно, но опасно. Неверные выводы о человеке могут стать разрушительными для отношений как личных, так и профессиональных.

2. Не учитываем характеристики голоса. Если лицо сигнализирует о чем-то важном, то это обязательно должно подтверждаться аудиально. Если человек обманывает, то голос и мимика «действуют» вместе. Здесь даже важно не то, что человек говорит, а как: задумчиво, громко, тихо, высоко, низко. По «немой» записи мы не сможем сопоставить два этих компонента — речь и мимику, поэтому наши выводы вряд ли будут близки к действительности.

 

 

3. Читаем «нечитаемых» людей. Есть такой тип людей, у которых лица очень живые и подвижные. Этот тип мимики мы называем гиперкинетическим: на таких лицах эмоции переключаются с высокой частотой и при этом не всегда синхронно с тем смыслом, которые они вкладывают в речь. Иногда такое лицо показывает то, чего еще нет, а иногда то, что уже произошло. То есть наблюдателю сложно сопоставить вопрос и реакцию. Непрофессионал, скорее всего, будет рад такому «яркому» лицу, но при этом сделает совершенно ложные выводы. Напряженность, подвижность и амплитудность — если есть хотя бы две из этих характеристик, то лицо «нечитаемо». Актеры Эмилия Кларк и Джим Керри — обладатели такой особенной мимики. Кроме этого, существует синдром Bitch Face (дословно «стервозного лица»). Его обладатель кажется надменным, мрачным, сердитым, даже если на самом деле ничего подобного не испытывает. Просто мимика не соответствует его истинным чувствам. И как-то повлиять на это он не может. Типичные обладатели таких лиц среди знаменитостей: Кристен Стюарт, Тайра Бэнкс, королева Елизавета II, Белла Хадид.

4. Неверно трактуем позу. В сериале Lie to Me отдельное внимание уделяется позе и жестикуляции. Но для определения лжи и правды они маловажны. Открытая поза или закрытая, приближение или отдаление скорее показывают отношение одного человека к другому, но не подскажут, есть обман или нет. По позе мы можем увидеть, близки люди или нет, какое у собеседника настроение. При негативном отношении к чему-либо или просто при плохом настроении поза чаще закрытая и напряженная, голова опущена, руки и особенно кисти напряжены, также руки могут быть скрещены на груди или сложены в области живота, как бы закрывая его. Потому они скорее говорят об общем настрое человека, чем о том, лжет он или нет.

Сериал — это всего лишь шоу, создателям важно показать все максимально красиво, понятно и захватывающе. Потому несмотря на то, что первые сезоны Пол Экман, автор «Психологии лжи», консультировал съемочную группу, показанные в нем приемы без корректировки все же нельзя использовать в жизни и профессиональной деятельности. Что касается самого Пола Экмана и его исследований, то в книге «Психология эмоций» он описал четкие стандарты, когда лицо можно анализировать, а когда нет. Он создал атлас эмоций и плотно занимается изучением того, как они отражаются на лице, создал целую систему на этой базе. Другой исследователь лжи, Клаус Шерер, описал характеристики голоса, по которым можно определить ложь. Чаще всего это высокий голос, чуть выше и тише, чем обычно, а также чуть более быстрая речь. То есть человек, когда обманывает, говорит выше, тише и быстрее, чем он это делает в нейтральном состоянии.

 

 

Жестикуляцию подробно изучили и описали такие авторы, как Дэвид Макнил (исследователь из Чикагского университета) и Фрэнсис Кек (профессор Техасского университета).

Однако, какую бы область ни изучали эти исследователи, все они сходились во мнении, что признаки, вырванные из контекста, скорее введут вас в заблуждение. И уж тем более они не могут служить однозначными критериями для выявления лжи.

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Свежие статьи

Право на город

Право на город

Молодежные субкультуры России и Финляндии: видимая невидимость.

19 октября 2018 0 13
«Hello, Милица Райковна!»

«Hello, Милица Райковна!»

Как программа «Учитель для России» привела в тамбовскую глубинку литературоведа из Сербии.

18 октября 2018 0 21
Куплю кальянную

Куплю кальянную

Какой бизнес чаще всего продают в Петербурге и почему?

17 октября 2018 0 13