интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
3 .. 5
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 65.31
  • 75.37
спецпроект
Vzmakh-30

Афиша

среда, 20 ноября

Полезно для глаз

 

В последнее время на рекламном рынке все большую популярность набирают агентства полного цикла. В арсенале у таких компаний брендинг, видеопродакшн, веб-дизайн, графика — полный набор услуг. Бюро визуальных коммуникаций Chernika появилось в Петербурге меньше года назад, но уже сегодня в портфолио у молодой команды совместные проекты с аэропортом Пулково, Театром балета Бориса Эйфмана, центром Maza Park и текущая работа над сборником короткометражек о Петербурге.

Креативный продюсер студии Виталий Сотников и арт-директор Сергей Борцов рассказали «Понедельнику», почему Chernika «полезна для глаз», как собрать команду мечты и экспортировать российскую культуру на Запад.

Текст: Мария Кучер

Из друзей в команду мечты

— Девять месяцев назад появилась студия Chernika. Как пришла в голову идея объединиться?

Сергей: Как это обычно бывает, нас познакомил общий друг. Мы сошлись на теме интернет-сериала 13 Dead Datings, которым тогда занимался Виталий. Я решил принять участие в создании этого продукта. Правда, как мы решили организовать именно «Чернику», я помню плохо...

Виталий: Я, кстати, помню. У меня тогда был какой-то период агонии, мне не нравилось ничего из того, что я делал. Мы пробовали все по чуть-чуть: снимали интернет-сериал, шоу «Шопинг без границ» в Европе...

Сергей: Словом, осваивали рынок.

Виталий: Вдруг мы осознали, почему бы всех, с кем сейчас работаем, не объединить и не поставить на коммерческие рельсы. Словом, масштабировать свой бизнес. Сережа быстро поставил задачу: придумать этому объединению название. Вначале казалось, что я смогу придумать все за один день. И только после двух недель безуспешных попыток я ему написал: «Черника. Полезно для глаз». Потом разработали логотип, и 19 января этого года родилась наша «Черника».

— Виталий, до «Черники» ты уже работал с мюзиклами компании Makers Lab. Тебе помогли накопленные опыт и связи в «черничной» работе?

Виталий: Они помогли мне понять, насколько медиабизнес жесток, насколько человек в нем обесценен. Никто не верил в меня, когда я увольнялся из второго мюзикла. Люди не забывали напоминать, что у меня ничего не выйдет. Дошло до того, что я составил список людей, которым обязательно должен доказать, как они ошибались. Это любопытно! Смотрите, например, вы предложили человеку что-то — он же отказался, сказал, что это ерунда. Вы вносите его в список. Некоторое время спустя становится очевидно, что он был неправ. Это сильно мотивирует, на самом деле.

— Некоторым это может показаться мелочным...

Виталий: Нет, это не какое-то чувство мести или больное эго. Я не отхожу от основной идеи, я просто снова предлагаю человеку то, от чего он отказался. Когда он соглашается — это придает мне сил. У меня и родители когда-то были в этом списке!

Реклама с пользой для бизнеса и глаз

— Какие шаги были первыми в новом бизнесе?

Виталий: Конечно, первые два месяца все идет не очень хорошо. Ты узнаешь этот бизнес, понимаешь, что и как надо делать. Вскоре после запуска мы «поглотили» одну веб-студию. И так получилось, что сейчас на создании сайтов мы зарабатываем гораздо больше, чем на всем остальном.

— А что за веб-студия и как так получилось?

Виталий: Ее создатель, наш нынешний «черничный» веб-директор Саша — мой давний знакомый. Я знал, что у него не очень хорошо идут дела. И в это же время клиенты стали активно спрашивать, можем ли мы делать сайты. Конечно, можем! Правда, у нас были и арт-директор, и дизайнеры, но не было разработчиков, которые как раз были у Саши. Но с приходом веб-разработчиков мы все-таки не стали веб-студией, основной акцент продолжаем делать на видеопродакшн.

— То есть не поглотили, а объединились, по сути.

Виталий: Да. По большому счету, сейчас выживают те, что едины. Не надо далеко ходить, приведу странный, может быть, пример. На Mercedes-Benz Fashion Week Russia в этом году выиграла Украина. Почему? Да потому что их известные модельеры и дизайнеры объединились с теми, кто только начинал. Грубо говоря, они отдавали им своих швей. Возникла такая коммуникационная платформа. Получается, сейчас на рынке выживает тот, кто стремится к сотрудничеству. У нас же в России редко кто относится к тебе как к коллеге, большинство воспринимают тебя как конкурента. Если же хоть чуть-чуть изменить эту парадигму, то вполне можно обратить конкурента в коллегу.

— Вернемся к вашему слогану «Полезно для глаз». Что это? Идеология?

Виталий: Это и идеология, и идея, и вся концепция, и основное направление нашей работы. Мы никогда не сделаем то, что не добавим потом в свое портфолио. Один раз мы уже сделали ролик по сценарию заказчика. После этого поняли, что никогда не будем ничего снимать по чужим сценариям.

— То есть отказываетесь от проекта, если вам предлагают работать только на чужих условиях?

Виталий: Да, зачастую заказчик не знает, как сделать правильно и как подать — ведь он не сценарист. Они показывают нам свою концепцию, а там никакого сюжета — только откровенная продажа. Та самая «кровь из глаз», которую все снимают, а потом показывают по телевидению. Кто до сих пор покупает такую рекламу? Ощущение, что какие-то безвольные люди. Мы же никогда не будем делать что-то по указке. Это некоторая независимость, хотя можно и сказать, что мы себе цену набиваем. Есть граница между творчеством и бизнесом, мы стараемся не сворачивать ни налево, ни направо.

— Как вы находите клиентов при таком подходе?

Виталий: Мы сейчас являемся подрядчиками крупной рекламной компании SPN. Это коммуникационное агентство, а это значит, что они сами делают немного — все заказы передают подрядчикам. И вот в течение года мы по контракту делаем для них разные вещи — от роликов до сайтов. По сути, это идеальный мир. Еще мы планируем сейчас войти в крупную группу медиакомпаний.

— Вы так и продолжаете работать со своими знакомыми и друзьями или привлекаете и совершенно новых людей?

Виталий: Сейчас по-разному бывает, есть совершенно новые люди, а есть те, кого привели знакомые.

— Как вы оцениваете эмоциональные и материальные затраты на открытие собственного агентства?

Виталий: У нас почти нет издержек, мы ведь занимаемся проектной работой. У нас свое ООО, через которое мы и проводим все сделки.

— Запускались на свои средства?

Виталий: Да, первые ролики мы снимали собственными силами. Это и были наши инвестиции. Ведь чтобы начать работать, ты должен показать, на что уже способен. Конечно, бывают такие случаи, когда людям все равно, есть ли у тебя портфолио и сколько ты уже в этом бизнесе. Ты предлагаешь им идею, и они спрашивают, сколько надо за нее заплатить. Это такие рекламные меценаты, но их единицы.

— Кто из ваших клиентов оказался рекламным меценатом?

Виталий: Например, итальянский бренд мужской одежды Luigi Borrelli.

— За неполный год работы у вас только в группе «В контакте» больше трех тысяч участников. Разрабатывали какой-то план PR-раскрутки или действовали по вдохновению?

Виталий: Нет, мы просто подумали, что как можно больше людей за короткое время должны о нас узнать. И сделали упор на высоком коэффициенте уникальности.

Креатив и бизнес — в одной связке

— Есть у вас образцы для подражания в бизнесе?

Виталий: Лично у меня — Илон Маск. Я думаю, что этот человек заслуживает уважения по всем пунктам. Он сначала создал PayPal, затем продал эту систему за миллионы долларов. Недолго думая, создал SpaceX — доставку в космос частных грузов. Зачем? Собрал старые советские ракеты, модернизировал их и просто подрядчиков NASA уничтожил, потому что у него дешевле. А после этого он создал Tesla Motors. Электрокары Маска способны показать, что ни нефть, ни газ уже не нужны, и России, например, больше нечего экспортировать.

— А если говорить не о личных кумирах, а о работе, то на кого вы хотели бы равняться?

Сергей: Виталий у нас больше склонен к видеопроизводству, а я вижу развитие агентства в более широком — рекламном — формате. Здесь мы ориентируемся на компанию «Восход». Сейчас они «рвут и мечут» рекламные рынки как России, так и Запада. Они сейчас как раз выводят тот самый культурный ВВП на новый уровень.

— «Черника» тоже планирует наладить экспорт российской культуры?

Виталий: Да, мы создаем фонд «Культурная победа». Мы хотим поставить креатив на рельсы бизнеса. Создать ту коммуникационную платформу, которая позволит нам выиграть у самих себя. Почему в России все так плохо с культурным ВВП? Просто у нас креатив задвинут на задворки бизнеса. В Петербурге, например, 187 домов культуры. Но что там делают? Максимум предложат вам заняться макраме.

Сергей: Потому что все новые культурные ценности, что есть сейчас, пришли к нам с Запада. Мы же считаем, что нужно создавать культурные ценности внутри нашей страны и, напротив, продвигать их на Запад. Сейчас мы только и делаем, что потребляем, мы погрязли в этом. У нас сейчас нет даже собственной идеологии, национальной идеи, которая существовала в России столетиями. Мы сейчас просто такие же потребители, как и весь мир.

— У «Культурной победы» уже есть один проект — сборник короткометражек «Пять метров неба»...

Виталий: Да, это пять короткометражных лент с российскими кинозвездами. Что это дает? У нас такая инфраструктура кино, что у молодых режиссеров нет трамплина, с которого они могли бы дальше стартовать. По сути, весь короткий метр у нас сосредоточен на фестивалях. Это не кассовое и не массовое кино. У нас все сразу бросаются снимать полный метр. Но никто не берется за маленькие кусочки, чтобы сделать себе имя и набраться опыта.

Сергей: За полный метр все берутся потому, что его потом легче продать большим корпорациям. С коротким метром у нас в России никто не работает — нет понимания, как такое кино можно монетизировать.

— Где вы нашли режиссеров для «Пяти метров неба»?

Виталий: Мы работаем с фестивалем Potential. Грубо говоря, они находят таланты — мы даем им шанс.

— Шанс на что?

Виталий: Мы даем им поддержку, съемочную команду, актеров. Но только в том случае, если этот человек и вправду будущий Тарантино или Нолан. То есть не нужно снимать ничего трагического в стиле «Похороните меня за плинтусом». Это не кассовое, это не для массового потребителя. Мы надеемся, что мы найдем нового Финчера с его «Исчезнувшей» или нового Нолана, который перевернет Петербург и сделает двойную экспозицию на фоне Адмиралтейства. Почему бы и нет?

— То есть «Культурная победа» будет работать с людьми, готовыми к экспериментам.

Виталий: Да. Но проблема в том, что таких людей почти нет. Этому нигде не учат. Но мы не беремся менять всю структуру кинобизнеса, мы хотим просто вставить этот недостающий кирпичик.

Толстой в комиксах — дерзость?

— Вы собираетесь сказать свое слово и в других сферах культуры?

Виталий: Сначала мы хотим собрать полную аналитику в этих областях, привлечь экспертов, чтобы понять, какие у нас проблемы. Например, литература. Мы хотим издавать классическую литературу в форме графических новелл. В США есть своя культура комиксов, но я говорю не о комиксах, а именно о графических новеллах. Почему в США так хорошо развит этот рынок? Потому что комиксы — это еще и готовые раскадровки для фильмов. У нас нет такой платформы. Вот кто, например, полностью читал «Войну и мир»? Некоторые люди не в состоянии «осилить» весь роман. Но и засовывать Толстого в комиксы нельзя. В его произведениях много деталей интерьера и внешности, так почему бы их просто не нарисовать красиво? Чтобы людям снова стало интересно читать классику, чтобы мы вернули себе статус «самой читающей страны в мире».

— Мне кажется, найдутся те, кто вас осудит. Многие относятся к классической литературе настолько трепетно, что критикуют любые ее интерпретации...

— Но ведь «Мастер и Маргарита» уже продается в комиксах, например. Но это даже не комиксы, а именно графические новеллы. Тот же Чак Паланик, признанный современным классиком, выпустил в мае продолжение своего «Бойцовского клуба» в формате графической новеллы. Это ли не показатель?

— Планируете сотрудничать с государством?

Виталий: И планируем, и нет — все будет зависеть от отношений с нашими инвесторами.

— У вас на сайте есть закладочка «Блог», но там пусто...

Виталий: Почему, там бабушки чернику собирают!

— Это ваша изначальная концепция: просто поместить фотографию незнакомых бабушек?

Виталий: Мы создали блог, потому что это модно, и поместили туда картинку с бабушками — времени чем-то делиться пока нет. А то знаете, как может быть: пишешь в свой блог, выглядываешь в окно, а там уже какие-то «Клюква», «Брусника», «Морошка» появились. Конкуренты, в общем. Зачем делиться секретами? Меня раздражает даже, когда люди, только открыв свое агентство, сразу начинают учить других на основе одного выполненного заказа.

Сергей: Или добавляют логотип «Билайна» себе на сайт, хотя делали для них только флаеры.

Виталий: Таких сейчас большинство. Мне же кажется, я не настолько еще хорош и не могу рассказать, как преуспеть во всех областях. За девять месяцев работы я точно узнал, только как не надо делать.

— И как не надо?

Виталий: Самый ключевой момент: нельзя много спать.

Сергей: Потому что за сон не платят.

Виталий: Перефразирую правило жизни Брэда Питта: сначала ты много работаешь, потом ты много отдыхаешь. То есть сначала ты девять месяцев работаешь без выходных, потом еще девять месяцев, а потом на неделю уезжаешь в Исландию, например. И все равно проводишь эту неделю так, словно работу прогуливаешь.

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Ещё по теме:

За билетами: как совместить работу и круиз?

За билетами: как совместить работу и круиз?

Топ лайфхаков от «деловых» путешественников

23 января 2016 0 553
Адвокаты бургера

Адвокаты бургера

Почему даже суши-бары добавляют в меню «булочки с мясом и овощами»

16 февраля 2016 1 777
Дмитрий Решетников: «Бизнесу тоже нужно учиться»

Дмитрий Решетников: «Бизнесу тоже нужно учиться»

Руководитель сети детских школ моделизма и робототехники StartJunior о любви к автоспорту, работе с детьми и наставничестве

8 марта 2016 0 1845

Свежие статьи

В поисках миллионов

В поисках миллионов

Как грамотно привлечь инвестиции в стартап?

15 ноября 2019 0 15
Позывные резидента

Позывные резидента

Как финтех-стартапу стать своим в «Сколково» (Москва), Level39 (Лондон) и Cyberport (Гонконг).

13 ноября 2019 0 34
Как Форт Нокс, только с учебниками

Как Форт Нокс, только с учебниками

Что несет второй этап школьной цифровизации.

11 ноября 2019 0 45