интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
3 .. 5
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 65.31
  • 75.37
спецпроект
Альтернатива есть

Афиша

среда, 21 ноября

Право на город

 

 

В рамках проекта "Цифровая молодежь в медиа-городе" молодые социологи два года изучали субкультуры России и Финляндии, и пришли к весьма интересным результатам. Подробнее о том, что из этого вышло и какие выводы можно сделать, читайте в нашей статье.

Текст: Ольга Крехалева

 

Кто работал?

 

Проект поддержан Фондом Коне, а сами наблюдения, анкетирование и прочее проводили социологи Финской Сети Молодежных Исследований, Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ — СПб, университета Хельсинки и Университета Тампере. Так получилось, что молодежь изучала молодежь, и это делало процесс еще интереснее.

 

Зачем и кого исследовали?

 

Идея проекта возникла спонтанно: на размышления о различных молодежных направлениях натолкнула обычная поездка в метро города Хельсинки. Со слов одного из исследователей выставки, Маргариты Кулевой, это место в Финляндии носит явный маргинальный характер, и многие люди его даже побаиваются.

Петербург и Хельсинки выбрали потому, что эти города тесно связаны исторически, культурно, политически и даже экономически, да и просто: мы соседи, в чем мы похожи, а в чем — различаемся?

Яна Крупец,
социолог, заместитель директора Центра Молодежных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге:

— Исследователям было важно узнать больше про молодежь тех городов, где они работают. Вместе с тем, хотелось также понять, насколько молодежь Хельсинки отличается/похожа на молодых петербуржцев — с одной стороны, эти города достаточно близки, могут оказывать влияние друг на друга, и они вписаны в общие глобальные тренды, с другой стороны, они разные — по размеру, по инфраструктуре, по работе с молодежью — и для нас было интересно посмотреть как на сходства, так и на отличия в том, как молодежь Хельсинки и Санкт-Петербурга включается в город, как использует его и свои технологии.

Изучались игроки PokemonGo в Хельсинки и Санкт-Петербурге, граффитисты в Хельсинки, участники субкультурного цирка в Хельсинки, молодые пользователи метро в Хельсинки и Санкт-Петербурге. Подобные кейсы — разные примеры включенности в медиа-город.

 

Важный нюанс

 

Еще несколько лет назад на улицах города можно было спокойно встретить готов, эмо или хиппи. К 2018 году сложилась ситуация, при которой субкультуры в их классическом понимании уже не те. Границы могут спокойно размываться: происходит расширение молодежных пространств и объединение молодежи из разных культурных сообществ вокруг схожих ценностей.

Надежда Васильева,
стажер-исследователь Центра молодежных исследований ВШЭ в Санкт-Петербурге:

— Сегодняшние молодежные группы более фрагментарные и флюидные. Так, например, сообщество стикер-артистов совершенно не напоминает классическую субкультуру, поскольку не связано общей идеологией и стилем. Его существование ситуационно — оно проявляется во время общих фестивалей и джемов или во время общения в сети. В качестве альтернативы субкультурам сегодня говорят о «сценах», чьими чертами является театральность, аутентичность и регулярность практик. Хотя, следует признать, в случае со стикер-артистами и этот концепт представляется неподходящим.

 

Какие результаты?

 

Исследователям удалось ответить на вопрос: кому же все-таки принадлежит пространство мегаполиса: субкультурам или людям, никак с ними не связанными?

Надежда Васильева,
стажер-исследователь Центра молодежных исследований ВШЭ в Санкт-Петербурге:

— Мне кажется, что все наши кейсы роднит то, что молодежь как в Петербурге, так и в Хельсинки разными способами — клея стикеры или рисуя граффити, ловя покемонов или устраивая цирковые представления в городских парках и на центральных площадях — отстаивает и реализует свое право на город: право на использование и трансформацию городских пространств согласно собственными интересам и представлениям. И если она на своем пути встречают серьезное сопротивление со стороны местных властей, представителей бизнеса, местных жителей или других агентов, значит, изначально молодежь в этом праве ограничена и пространство мегаполиса ей не принадлежит.

Яна Крупец,
социолог, заместитель директора Центра Молодежных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге:

— Мегаполис принадлежит очень многим, нам важно было показать, что и молодежи, в том числе и, мне кажется, нам это удалось. Мы показали, какими разными способами молодые горожане осваивают город и в каком-то смысле присваивают его: с помощью стикеров, граффити, цирковых выступлений. Как с помощью игры в телефоне открывают для себя новые пространства, как, осваивая правила метро, привыкают к новым ритмам, маршрутам, каким образом учатся сопротивляться контролю взрослых, как современные технологии меняют для них город и соединяют оффлайн и онлайн реальности.

 

А что после?

 

Пожалуй, главное, что остается после исследования — понимание, готовы ли субкультуры уживаться в одном мегаполисе с людьми, никак не связанными с ними? Есть ли у нас общее будущее?

Надежда Васильева,
стажер-исследователь Центра молодежных исследований ВШЭ в Санкт-Петербурге:

— Думаю, что в Петербурге наиболее благоприятная среда для развития молодежных культур по сравнению с другими российскими городами, что, наверное, сложилось исторически. Так, например, стикер-арт находит среди горожан не только противников, но и поклонников. Да и в целом, субкультурное разнообразие, которые мы наблюдаем на улицах и которое проявляется в виде множества стилей и образов, активностей и интересов, способствует тому, что инаковость и непохожесть перестают столь массово признаваться девиацией, просто потому, что становятся рутиной и частью городского пейзажа. Однако, когда молодежные сообщества посягают на существующие в обществе властные отношения, связанные с правом на город или, например, с гендером, они подвергаются бОльшему исключению и дискриминации.

Яна Крупец,
социолог, заместитель директора Центра Молодежных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге:

— Мне кажется, сегодня молодежные субкультуры стали частью нашей повседневности, особенно в крупных городах, таких, как Петербург и Хельсинки. Про них все знают, ими интересуются, у тех, кто напрямую не связан с молодежными культурами, скорее всего, есть друзья, которые входят в какие-то молодежные сообщества. Какие-то из культур уходят в прошлое, но появляются другие. И они дают молодежи очень многое, в том числе разделенность общего стиля жизни, ценностей и интересов. В современном мегаполисе уживаются множество субкультур и, на мой взгляд, горожане все больше привыкают к ним и даже включаются в них — например, как в игре PokemonGo.

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Свежие статьи

Квартира с запахом ванили

Квартира с запахом ванили

Как в России зарождается рынок управления недвижимостью.

21 ноября 2018 0 5
Лев Матвеев: «Большая иллюзия, что хороший продукт продаст сам себя»

Лев Матвеев: «Большая иллюзия, что хороший продукт продаст сам себя»

Как продвигать и продвигаться в сфере IT, чтобы отметить 20-летний юбилей компании?

20 ноября 2018 0 32
Балетная компания

Балетная компания

Какой бизнес можно создать, если очень любишь танцевать?

17 ноября 2018 0 68