интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
3 .. 5
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 65.31
  • 75.37
спецпроект
Vzmakh-30
Vzmakh-30  

Право на хороших людей

 

Принцип частной школы «Взмах» — каждый имеет право на хороших людей. И не просто хороших, а ого-го каких! Давайте познакомимся с Евгенией Дерюгиной, заместителем директора по воспитательной работе. Читайте в ее интервью «Понедельнику» о театре на французском и английском языках и о том, почему элементы самоуправления — это маркер для понимающих.

 

— Расскажите о вашей жизни до «Взмаха»? Вы были как-то связаны с образовательной сферой?

— Я — идейный педагог, заканчивала педагогический университет имени Герцена, факультет физики и информатики, а параллельно — факультет дополнительных педагогических профессий по театрально-режиссерскому направлению, и в то время это занимало все мои мысли и чувства. Я даже получила гран-при на выпуске за роль Нины в «Маскараде». Поэтому после окончания вуза, когда меня пригласили в обычной школе набрать специализированный театральный десятый класс, я с радостью согласилась. Хоть и про информатику не забывала — вела уроки, плюс проводила игротренинги по всему городу.

— В обычной школе была возможность для самореализации?

— Мне кажется, возможность для самореализации появляется тогда, когда у человека есть к этому стремление. Пространство вокруг себя создаем мы сами. Другое дело — легко ли пробиваться со своими идеями, и не ощущаешь ли себя «в поле одним воином»: очень важно, есть ли рядом единомышленники, насколько тебя поддерживают окружающие, что как раз и отличает «Взмах» от многих других учебных учреждений. Не случайно многие особенно ценят здесь окружение и огромное количество направлений, в которых можно самореализовываться. А что касается начала моей деятельности в обычной школе, скажу честно — да, было сложно создавать что-то практически в одиночку. Но были проводимые мной на протяжении пяти лет «Творческие пятницы» — еженедельные тематические встречи школьников каждой параллели, были методические разработки, газета, театр, который со временем стал французским. И с этой театральной труппой мы регулярно участвовали во Всероссийском фестивале Alliance française, занимали четвертое, потом третье, второе и, наконец, — первое место! Победить было очень сложно, у наших основных конкурентов режиссером была актриса БДТ Марина Старых, но в жюри сидели французы, а они выбрали нас и наши «Фарсы» на французском языке! Дальше мы представляли Россию на Фестивале фестивалей в Будапеште, выходя на сцену с коллективами из Канады, Японии, Германии, Италии. Представляете: недельная экскурсионная программа, театральные мастер-классы, маскарадные шествия, выступление на огромной сцене... и все это наш небольшой коллектив заработал своим трудом и стремлением к самореализации!

 

 

— После такого достижения захотелось освоить новую сферу?

— Меня всегда интересовали вопросы самоуправления, я перешла в Школу искусств «На Васильевском», занялась развитием созданного мной подросткового сообщества «Галактика» — с ним мы побеждали на городском конкурсе самоуправления. Но целой вехой в моей жизни стало участие во Всероссийском конкурсе «Сердце отдаю детям». Я победила на региональном этапе и представляла Петербург уже на этапе Всероссийском — колоссальная ответственность, невероятный стресс! Помню, что за эту неделю даже похудела на пять килограмм, но лауреатом стала, за что и была представлена к наградному знаку «За гуманизацию петербургской школы». На протяжении нескольких лет была методистом Василеостровского района, да и в городе проводила мастер-классы и игротренинги. Но всегда основным смыслом работы в образовательной сфере для меня оставалось живое общение с детьми. Когда же подростки в моем коллективе повзрослели, согласилась на новое предложение — перейти в ректорат СПбГУ, в отдел внеучебной работы. Это была моя новая ступень личностного и профессионального роста.

— Заняли административную должность? А творчество в этом было? Что вас вдохновляло?

— Работая в ректорате, я отвечала за взаимодействие со всеми студенческими сообществами. 19 факультетов, 32 тысячи студентов! И да, это вдохновляло, потому что у Большого университета и возможности большие: мы могли позволить себе делать студенческий Масленичный бал, на котором нам играл оркестр Валерия Гергиева, или устроить День первокурсника в пажеском корпусе... Когда в Петербурге проходил саммит «Большой восьмерки» и саммит детской G8, подбором студентов-волонтеров тоже занималась я, тогда же мы смогли силами университета провести и Молодежный саммит в Константиновском дворце. Словом, неординарные и глобальные были задачи. Единственное, чего мне не хватало, — это живого общения с детьми. Все-таки именно педагогика дарит мне радость и эмоциональный заряд, — то, ради чего имеет смысл вкладываться.

— И вот тогда появился «Взмах»?

— Кстати, появился случайно: в интернете я увидела объявление — достаточно интересным языком сформулированное, — о том, что школе «Взмах» требуется творческий человек. Просто заинтересовалась — что за школа такая? Вышла на сайт... и поняла, что точно приду и посмотрю своими глазами на эту школу. Меня подкупило то, что я прочитала про элемент самоуправления — про Совет Пятнадцати. Это показалось мне очень близким с идеями Януша Корчака. И вот когда я заглянула в эту школу, то первой в коридоре увидела мою университетскую подругу Риту Кононову, а затем Елену Владимировну Павловскую, с которой мы просто посмотрели друг на друга и поняли, что мы — люди одного формата. И все, больше никаких вопросов у меня не возникало. Мне понравился главный принцип этой школы: каждый имеет право на хороших людей. «Взмах» стал близкой мне средой, я воспринимала его как такую общественную организацию, которая, ко всему прочему, еще и учит детей! Я же в свое время входила в педагогическое макаренковское сообщество, была одним из основателей общественной организации «Форпост культуры», много лет ездила на коммунарские слеты, где применялись методики Игоря Петровича Иванова, по которым живет Всероссийский лагерь «Орленок». А в этом лагере одна из смен в былые годы была организована и проведена как раз школой «Взмах»... Вот так бывает, что все пересекается и перекликается. Но все эти системы для меня объединены общей чертой: возникающим позитивным ощущением, что ты свой, что работает единая команда, для которой важны дружественность и взаимоподдержка... Впрочем, нужно почувствовать это, чтобы понять!

 

 

— Многие педагоги с головой погружаются в работу, а что остается за ее пределами, что вас подпитывает?

— В первую очередь, не «что», а «кто» — семья, конечно. С сыном мы, кстати, большие друзья и даже единомышленники, вместе работали несколько лет в анимационной команде, для меня это драгоценные воспоминания. Еще — научная работа (на которую ох как сложно выделять время) — я пишу диссертацию. А еще мир моих увлечений: участвую в гитарных вечерах, танцую латину, занимаюсь степ-аэробикой, увлекалась водными походами, каякингом и дайвингом... Как-то тут подумала, что слишком давно не рисовала, и тут сразу появилась вначале запрос нарисовать для нашего колледжа роботов ВзМашу и ВзМишу, а потом сразу поступил большой заказ на иллюстрирование пособия, выпускаемого моей альма матер (РГПУ им. А.И. Герцена) — книга, в которой я выступила в роли художника-оформителя, отправлена в Европу для обучения детей русскому языку.

А еще за пределами работы я просто обитаю в пространстве под названием «Взмах». Потому что «Взмах» назвать просто «работой» абсолютно невозможно, он не укладывается в стандартное понимание этого слова: здесь энергию не только тратишь, но и получаешь. Для роста и самореализации просто огромные возможности! Например, английский театр. Ежегодно свой спектакль готовит каждый класс, и на сцену выходят все дети, при этом мы получаем призовые места на конкурсах и фестивалях, в которых участвуют театральные клубы и студии. Даже в учебном расписании у нас есть «АТ» — английский театр, вот такой серьезный подход! Сейчас у меня готовится сразу шесть спектаклей, два из которых уже были неоднократно показаны в этом году на конкурсах. Так что скоро мы представим премьеры зрителям.

— Весь класс выходит на сцену... Но не все же способны играть?

— Даже скажу, что не всем сразу хочется — кто-то смущается, стесняется, так что иногда разбор ролей начинается с вопроса «Можно я сыграю дерево?». Но через сотни часов кропотливой работы над текстом, произношением, актерским мастерством, сценическим движением, хореографией мы приводим абсолютно всех детей от маленьких ролей с одной фразой к главным позициям в спектакле со сложным и важным текстом. А потом уже фестивали, конкурсы... Но важно, что и роли, и произведения для постановки, от «Тома Сойера» до «Пигмалиона», выбираются не просто так. Преподаватели по английскому понимают, какой уровень знаний потребует конкретный текст, а у классных руководителей есть психологический портрет класса и учеников — на что способен каждый, что именно этому классу нужно сыграть для развития... И ведь все произведения адаптируются. Бывает, какие-то режиссерские идеи приходят мне во сне, утром я просыпаюсь пораньше, чтобы обдумать решение каких-то сцен до того, как войду в тренинговый зал к моим «собратьям по творчеству». Ну, а для детей «АТ» — это такое счастливое время, которое можно дополнительно потратить на усовершенствование своего английского, и не только английского! Удивительно, как с каждым годом идет оттачивание театральных навыков, как из робких и когда-то, в детстве, закомплексованных ребята превращаются в настоящих актеров. На занятиях мы хохочем, импровизируем и включаем самые удачные решения в спектакль. Например, Севастьян Кузьмин, когда мы репетировали «Эмиля», дурачился, валялся на полу — и в итоге мы придумали, что главную сцену он играет, сидя под столом! Разве это может не вдохновлять?!

— А что для вас нынешний юбилей?

— Для меня — это треть взмаховской истории со мной и моей с ним. Потому что «Взмах» — это очень личное понятие, так что это десять лет моей жизни в нем. Именно жизни в нем — в этом пространстве нужно жить, а не просто преподавать или работать. И если эти мои десять лет, когда пытаешься прокрутить их в памяти, проносятся таким невероятно ярким сияющим калейдоскопом, то сложно даже представить эти «взмаховские тридцать» лет!..

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Свежие статьи

ЕГЭ по фану

ЕГЭ по фану

Рэп-баттл о НЭПе и экономика в мире Гарри Поттера — как небанально готовиться к ЕГЭ.

19 июля 2019 0 46
Управлять временем и собой

Управлять временем и собой

Что еще мы не знали о тайм-менеджменте.

18 июля 2019 0 42
Доказательный разговор о будущем

Доказательный разговор о будущем

Кто и как составляет прогнозы, которые сбываются?

17 июля 2019 0 46