интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
3 .. 5
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 65.31
  • 75.37
спецпроект
Vzmakh-30

Путь к профессии

 

Андрей Наместников – звукорежиссер, который работал над одной из главных российский кинопремьер текущего сезона – «Вий 3D». А также озвучивал недавно вошедшую в лонг-лист грядущей премии «Оскар» короткометражную драму «Туфельки» Константина Фама. Андрей рассказал «ПОнедельнику», как научиться звукорежиссуре, какую роль на пути к профессии играет самообразование и как найти работу по специальности.

Текст: Катя Меняйленко

 

— Расскажи, как тебе вообще пришла идея стать звукорежиссером?

— Это было долго (улыбается), сложно, но в то же время внезапно. Я всегда любил все, связанное со звуком, все, что гремело, шумело. Началось, как у многих, с «диджейства» в школе. Закончилось довольно спонтанным поступлением. Я планировал стать программистом, сидеть в каком-нибудь офисе. Уже подал документы, когда в коридоре университета увидел рекламный плакат с изображением множества музыкальных инструментов, и подумал: «Почему бы и нет!». Специальность была не совсем профильная, но я начал играть на электрогитаре, что-то записывать, делать аранжировки — много всякой работы, косвенно связанной с тем, чем занимаюсь сейчас.

 

— Что происходит, когда диплом оказывается в руках?

— Можно идти заниматься техникой и «железом», можно в творчество. Я разместил резюме, указал, что именно знаю и умею в рамках профессии, и получил приглашение на стажировку в Останкино. Начинал с закадрового озвучивания передач, дубляжей для ТВ-3, сериалов, рекламы, и студенческих фильмов. Полтора года назад мне предложили работать над полнометражным проектом «Вий 3D». Это ещё более ценно с учётом того, что в России проектов такого масштаба «картинки» до этого не было.

 

— Чтобы заниматься звукорежиссурой, обязательно играть на музыкальном инструменте, иметь чувство слуха и музыкальную подготовку?

— Звукорежиссура бывает разная. Я работаю саунд-дизайнером в кино. Это когда есть голая картинка, и ты решаешь, как именно она будет «звучать». На картинке может быть, скажем, дремучий лес.

Режиссер ставит задачу примерно так: «Ты знаешь, вот лес, но он должен быть не лес, и там все звери должны быть не звери. Они вроде бы и должны быть, но в тоже время их быть не должно».

И ты, как художник, воплощаешь это в звуке. В отличие от, например, музыкальной звукорежиссуры, в кино не всегда требуется умение играть на музыкальном инструменте или музыкальное образование. Но если ты хорошо слышишь тональность — это, конечно, плюс, который помогает.

 

 

— А что нужно знать обязательно?

— Обязательно знать физику звука, понимать, как происходят звуковые процессы: 9-10-ый класс школы, плюс университетский курс акустики. Главное — как можно больше слушать, смотреть и анализировать, развивать восприятие и понимание природы звуковой материи. На деле это выглядит так: в детстве мы слышим нелепые, как нам кажется, звуки, а вырастая и развиваясь, понимаем, что это один из первых альбомов Луи Армстронга, например. У нас есть мировоззрение, а есть, я считаю, «звуковоззрение» — то, как ты строишь в голове понимание музыки, звука кино, общего звукового мира, — его надо развивать абсолютно всем.

Можно плохо знать акустику или не разбираться в каких-либо программах, но умение воспринимать звуки, оперировать и «крутить» ими стоит во главе всего.

 

— Можно, не оканчивая высшее учебное заведение, а только занимаясь самообразованием, прийти к профессии звукорежиссера?

— Здесь все банально: опыт, опыт, опыт...У нас киношники очень любят говорить: «Мы не ходим в кино, мы его делаем». Это смешно и обычно приводит к тому, что люди пытаются изобрести велосипед. Когда ты ни у кого не учишься, то ничему не научишься, не узнавая нового — не сделаешь нового. Можно стать ремесленником, который умеет хорошо пользоваться одним инструментом. Нужно слушать и смотреть, что делают другие, наблюдать, как развивается индустрия, глубоко анализировать. То, что большинство людей, занятых в звукорежиссуре кино, сегодня этого не делают — большая проблема. И в самообразовании главное — анализировать большое количество нового и старого материала.

Есть очень много школ и онлайн-школ: в России меньше, чем за рубежом, но все они есть в интернете. А базовых программ всего несколько штук, они осваиваются за месяц.

 

 

— Как технически это выглядит?

— Можно набрать в поисковике «курсы звукорежиссеров». В Москве, насколько я знаю, открылась киношкола, при которой есть курсы то ли звукорежиссеров, то ли саунд- дизайнеров. Честно, я не большой сторонник этого вида обучения: во-первых, тем, кто что-то делает, учить некогда, а у них действительно есть, чему учиться. Наиболее верный способ — изучить инструментарий самому.

Это легко. Купить видео-уроки в магазине или, при отсутствии такой возможности, скачать их, взять у кого-то. Программная часть простая — освоить ее может каждый. Освоить творческую составляющую профессии можно только посредством опыта, «насмотренности», анализа большого количества материала и, по возможности, работая в команде с профессионалами, подсматривая за тем, что и как они делают.

 

— А как обстоят дела с профильными ВУЗами?

— Очень хорошая школа в СПбГУКиТ. Оттуда вышло довольно много талантливых ребят, в частности, один из моих любимых звукорежиссеров Кирилл Василенко. В Москве это, скорее всего, ВГИК. Он хорош тем, что тебя учат творческой стороне, развивают твое художественное видение и умение. Техническая часть изучается быстрее, чем творческая, и если выбирать меньшее из зол, то я бы выбрал, наверное, вариант знать техническую сторону хуже, чем творческую.

 

«Профессионалов ищут в профессиональных сообществах, а не на досках объявлений»

 

 

— Работодатели лучше реагируют на наличие у человека профильного образования при отсутствии опыта или на хорошее портфолио без профессионального диплома?

— Зависит от ситуации. Если мы говорим о России и, скорее, о Москве — в зависимости от проекта и бюджета. При большом бюджете возьмут человека с хорошим портфолио и опытом. Важны задачи, с которыми ты уже сталкивался, знание оборудования и программ, и то, насколько быстро ты можешь что-то делать. На телепроектах всех интересуют скорость, в кино работа более-менее размеренная, можно поразмышлять. Зато для телевидения не требуется гигантского портфолио, а нужно очень четкое, строгое знание «железа» и «софта», того, как что-то сделать на раз-два-три, по стандарту. А образование особо никого не волнует. Да, хорошо, если ты где-то козырнешь законченными лондонскими курсами саунд-дизайна, но тебе, скорее всего, ответят, что здесь таких полно. Важны знания и умения.

 

— Во многом, западный подход.

— Да, но на Западе есть свои тонкости. Те же гильдии — то, что у нас называлось профсоюзами. В США, скорее всего, потребуется именно американский опыт работы.

 

— Насколько в России востребована эта профессия? Опубликовав резюме, есть смысл сидеть и ждать, когда тебе позвонят?

— Мое резюме, например, на крупнейшем сайте по поиску работы лежит с 2008 года. Никто не позвонил ни разу (улыбается). Кино — это небольшая тусовка людей, которые делятся друг с другом информацией, в том числе о вакансиях. Работать со «своими» людьми всегда и удобнее и надежнее, конечно. В кино нужно иметь связи и везение. По знакомству тебя могут пригласить в рядовой сериал, а могут — в мегапроект, который, возможно, определит всю твою дальнейшую жизнь.

 

 

— Но все равно же кто-то новый появляется.

— На не очень интересные позиции для начала — метражные, ассистентские — возможно. Не надо надеяться на сайты по поиску работы. Нужно искать тематические форумы. Есть http://zvukorezhisser.ru, например, очень много пабликов в социальных сетях, можно искать чуть ли не в Твиттере или через Linked.in. Профессионалов ищут в профессиональных сообществах, а не на досках объявлений.

 

— Насколько востребована профессия?

— Люди есть, их хватает. В России не такая развитая киноиндустрия. Но если встанет вопрос, отправить своего ребенка учиться на юриста или на звукорежиссера, я бы, наверное, все-таки юриспруденцию не выбирал. Профессия звукорежиссера — прекрасная база, чтобы заниматься чем угодно, помимо основного профиля: от ассистента до звукоинженера.

Ассистентских позиций много, но тут вступают в силу амбиции. Для тех же, кто после университета готов посидеть полгода в качестве помощника, побегать, работа всегда найдётся.

 

— На кого из мастеров стоит равняться?

— Например, Пак Чхан Ук очень серьезно подходит к аудиовизуальной составляющей фильма. Но мое мышление — прозападное. Я всегда больше ориентировался на голливудские стандарты. Есть фильмы, которые ты просто смотришь в кинотеатре, слушаешь и думаешь, что это просто, и ты мог бы сделать так же, но ты ведь никогда бы до этого не догадался.

Как они до этого догадываются? Да, там целая индустрия, которой уже больше ста лет, все это наработано. Достаточно взять шот-листы премии «Оскар», например, в технических номинациях — и слушать. У нас ещё достаточно молодая индустрия — нам нужно учиться, а учиться стоит у тех, кто уже много всего сделал, многое знает и умеет. Это голливудские работы.

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Ещё по теме:

Русское кино: вечный кризис?

Русское кино: вечный кризис?

Русский кинематограф - так ли всё просто с этим явлением российской действительности?

27 октября 2013 0 307
От агента по недвижимости — к директору воркплейса

От агента по недвижимости — к директору воркплейса

Как создать креативное пространство для учителей и репетиторов

29 января 2015 0 1413
Господин архитектор

Господин архитектор

Директор «Студии „7 этаж“» Виталий Злобин о том, почему кризис — это время возможностей

16 июня 2015 0 555

Свежие статьи

Тропой Высоцкого

Тропой Высоцкого

Сколько стоит забраться на Эльбрус и как на этом заработать?

16 июля 2019 0 10
Да, я на коне!

Да, я на коне!

На что может вдохновить цветочное попурри на столе у твоей мамы.

15 июля 2019 0 23
Где устроить party?

Где устроить party?

Как заработать на частных днях рождения, корпоративных собраниях и тренингах.

13 июля 2019 0 26