интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
3 .. 5
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 65.31
  • 75.37
спецпроект
Vzmakh-30

Афиша

среда, 4 августа

Раскрасить яркими красками

 

В обычной общеобразовательной школе в городе Сертолово стены давно украшены плакатами ко Дню учителя. Звонок на перемену с непривычки заставляет вздрогнуть. Здание сотрясается от топота вырвавшихся из классов учеников. Дверь кабинета на первом этаже распахивается, но ребята не торопятся выходить. Ближние к выходу парты заставлены баночками с краской и тушью, кисточками, карандашами, на стенах барельефы и орнаменты, стеллажи заставлены книгами и предметами странных форм.

Текст: Яна Суслова

 

Хозяйка кабинета — учитель изобразительного искусства Галина Викторовна Беспалова. Здесь любили оставаться после уроков, пить чай, рисовать, чертить, собираться в походы, придумывать проекты более десяти поколений учеников...

Сейчас на листах пятиклассников красуются купола соборов Старой Ладоги, пейзажи Волхова и люди в традиционных древнерусских костюмах. О том, что такое изобразительное искусство в современной школе и о тонкостях профессии мы и поговорили с заслуженным учителем.

 

 

— Галина Викторовна, расскажите, как и почему вы решили стать учителем?

— Очень просто! Я училась в этой школе, и у меня была классная руководительница Валентина Павловна Лазарева, тоже учитель изобразительного искусства. И так как я хорошо рисовала, она сказала: «Галя, ты должна пойти учиться в наше художественно-графическое училище!» Я была послушная девочка и сразу пошла поступать. Еще и подругу с собой забрала (смеется). Так вместе мы и учились, и до сих пор дружим.

 

— А о какой профессии вы мечтали в детстве?

— Хотела стать ветеринаром. Или лесником. В общем, интересовалась всем, что связано с природой, животными, а особенно с кошками, собаками и лошадьми.

 

 

— То есть ваша классная руководительница изменила ваш выбор?

— Это детские мечты, они остались в детстве. В восьмом классе я уже не знала, куда мне идти. Можно сказать, она и сделала выбор за меня. Мы успели и поработать вместе потом, в родной школе.

 

— А помните ваш самый первый урок? Насколько уверенно вы себя чувствовали перед детьми?

— Это же педпрактика. Мы на ней ходили такие важные, думали, что из девчонок превратились в значительных взрослых тетенек. У нас были замечательные руководители, планы уроков мы подробно расписывали. Детей я сейчас не помню, конечно, а тему помню — графическая работа тушью «Басни Крылова» и иллюстрации «У Лукоморья дуб зеленый...».

 

  

— И как дети воспринимали молодого учителя?

— Это класс пятый или шестой был. Попробуй не прими, когда в конце класса сидит их постоянный учитель, очень серьезная женщина. Так что принимали. Сложнее было, когда пришла в школу уже самостоятельным специалистом. В двадцать лет мне сразу дали классное руководство в пятом классе, а школа была совершенно новая. И дети, и учителя пришли в школу первый раз, никто никого не знал. Огромные классы, на черчении было 48 человек. Причем они все учились, чертили... Спустя время думаю, что хорошие были дети! А я на них тогда ругалась, конечно.

А классное руководство — это целая история, особенно родительские собрания. Стоит молоденькая девушка учит взрослых, как воспитывать их детей. Но все-таки когда молодые учителя приходят, к ним особое внимание. Все помогают, подсказывают. Мне всегда попадались очень хорошие наставники в коллективе.

 

— А есть человек, которого вы бы назвали своим главным учителем?

— Наверное, Лилия Федоровна Чеснокова, учитель математики и черчения. Она дольше всего меня наставляла. И Татьяна Владимировна Степанова, учитель литературы и русского языка. Дети ее класса ходили ко мне во все кружки, и в результате становились и моими. Общие дети нас объединили.

 

 

— А с детьми какого возраста вам больше всего нравится работать? С кем интереснее?

— Любимый мой возраст — это до семи лет и восьмой, девятый, десятый классы. С подростками можно поговорить и даже поучиться у них. У них совершенно другой мир. Мы читали другие книги, слушали другую музыку. Можно сказать, что такое общение позволяет мне быть современной и оставаться в центре жизни. «Быть в тренде», как говорят.

 

— С подростками вы делаете и некоторые проекты помимо учебы: организация уборки мусора на водоеме, экскурсии и выезды, тематические художественные проекты... Расскажите подробнее, какая тема сейчас актуальна для вас и ребят?

— Сейчас для меня стала очень актуальна экологическая тема. В школе мы с ребятами организовали сбор макулатуры. В библиотеке поставили бутылки для сбора батареек. Нигде в городе нет места, куда можно сдать батарейки, пластиковые бутылки, вредные приборы, кинескопы, старые лекарства, а просто выбрасывать такие вещи нельзя. Сертолово — большой город, и это не частный случай, нужны организованные места сбора и утилизации.

Мы писали и в администрацию, и депутатам, пытались привлечь внимание к подобным экологическим моментам, но безответно. Решили начать с малого — сами.

У ребят уже соревнование, кто больше соберет макулатуры или батареек. Но мы объясняем, что все-таки важнее всего, не сколько ты принес, а сколько не выбросил.

А в прошлом году очень много детенышей нерп-бельков выбрасывалось на берег Финского залива. Нужно было распространить информацию, о том, что нельзя ни в коем случае трогать их. Мы провели масштабную акцию, сделали выставку рисунков и фотографий с информационными комментариями, смонтировали фильм. Опубликовали контактные телефоны специальных служб. Всю школу пропустили через экспозицию по пятнадцать минут, снимали прямо с уроков. Оказывается, даже многие взрослые не представляли, что у нас тюлени и нерпы водятся.

 

 

— А как вы подбираете темы для творческих проектов учеников?

— Позволяю себе заменять темы в программе схожими по смыслу, но затрагивающими вопросы из разных сфер жизни. Например, если тема «рисование животных», почему бы не использовать ее для создания иллюстраций тюленей и нерп, тем самым осветив актуальную экологическую проблему?

Также актуальной остается тема восстановления исторической среды. В проекте о Старой Ладоге ребята последовательно изучают архитектуру, костюмы, рисуют образы того времени, мы ездим на экскурсию в крепость. И в пещеры заходим.

 

 

— Пещеры Старой Ладоги — довольно экстремальная экскурсия. А вы еще и в лодочные походы по Вуоксе водите детей? Вы так любите природу, а как относитесь к компьютеризации образования, к новым технологиям?

— С компьютером и проектором в классе стало очень удобно. Можно показать хорошие, яркие иллюстрации, а не потрепанные репродукции или маленькие черно-белые картинки из учебника, можно презентацию тематическую подготовить, информацию любую можно найти, чтобы сделать урок интереснее. Но для донесения информации до ребенка ничего лучше тряпки, мела и доски пока не изобретено. Последовательно исполняемые действия на экране результата не дадут, пока человек сам не начнет соображать, вычерчивать. Надо прорисовывать, показывать каждый этап с кисточкой и мелом в руках.

В моем предмете практическую деятельность заменить невозможно. Дети должны рисовать. Должны быть краски, пушистые кисточки и по возможности все доступные материалы для творчества. Чтобы, придя на выставку, ребенок мог восхититься мастерски написанной темперой или сказать: «О, это пастель, я знаю, как с ней работать».

 

 

— Изобразительное искусство преподается до девятого класса и в школе не входит в число самых главных предметов. Как вы считаете, для кого наиболее важны ваши уроки?

— Урок изобразительного искусства — это познавание материалов и наработка навыков. Да, нам не нужно столько художников, но нам нужны люди, которые могут начертить ровную линию на глаз, повесить дома картину или подобрать цвета. Это развитие глазомера, цветоощущения, такие навыки нужны людям во всех профессиях, да и в бытовой жизни. К тому же, развитый человек везде востребован. Чем больше было бы дано уроков, тем больше навыков получили бы дети. Навыки из интернета не скачаешь. Я знаю, что в Японии, например, в старших классах увеличивается количество уроков изо.

В нашей же современной программе не просто мало уроков, а еще и практическая часть программы урезается. Делается упор на анализ картин, произведений искусства. Но этот не тот предмет! Мировая художественная культура должна преподаваться отдельно, а на изо дети должны рисовать, а не говорить. Мы, конечно, говорим о картинах, но это как фон, чтобы лучше разобраться в теме и лучше нарисовать свою работу.

 

 

— А как реформы в сфере образования касаются предмета изо?

— В целом, как и всех, больше бюрократии стало. «Дайте учителям просто работать!» — современный плач педагогов.

Учитель очень перегружен сейчас бумажками, отчетами, проектами, конкурсами, подтверждениями квалификации. Чтобы везде участвовать, обмениваться опытом, писать статьи, нужно время. Но в сутках 24 часа, и разорваться невозможно, а значит, это время отнимается от подготовки уроков. Вообще, это неправильно, когда рвут на части. Нужна систематическая работа. Сейчас нередки ситуации, когда многие учителя в какой-то момент хотят уволиться, потому что невозможно просто работать. Это сейчас самое печальное в нашей профессии.

 

— Но профессия учителя предполагает постоянный процесс самосовершенствования. Как вы находите время на самообразование?

— Опять же из-за нехватки времени сейчас сложно выбираться на выставки, мастер-классы, но стараемся. Путешествуем. В Институте усовершенствования учителей лет пятнадцать назад были очень хорошие курсы повышения квалификации. Карагоцкий читал нам театральное мастерство, ведь изобразительное искусство — это часть театрального синтеза.

Выдающие специалисты выступали, авторы программ, мы проходили мастер-классы по новым техникам, учителя показывали свои уроки, был большой обмен опытом. Сейчас, к сожалению, такого не стало. А энергии в силу возраста уже не столько, чтобы успевать самому все, что хочется.

 

 

— Учителю изо нужно постоянно создавать творческую атмосферу на уроках. У вас есть какой-то секретный источник вдохновения и внутренних сил?

— Источник в детях. Когда появляются дети, у которых горят глаза, сразу появляется желание разжечь костер. Хочется работать, когда востребован.
На уроке я беру кисточку и сама начинаю рисовать у доски, ребята сразу втягиваются, начинают повторять на своих листах, начинается такой коллективный творческий процесс. И меня уже тоже не остановить, сама увлекаюсь.

Стараюсь смотреть, что детям нравится. Когда им хорошо, и мне хорошо.

 

— Галина Викторовна, опишите портрет современного ученика?

— Они очень полярные, нельзя сказать, что все тепличные дети. Есть очень любознательные и активные, от которых просто заряжаешься энергией. Но таких немного. Большинство пресыщены информацией. Экранная культура сейчас, кажется, дает информационный перегруз. И дети перестали удивляться. Молодости свойственно восторженное восприятие мира, а не старческое «я прожил всю жизнь и все знаю». Но современного ребенка удивить очень сложно.

 

 

— А какой образ вы бы подобрали для описания современной школы?

— Поезд, который идет не туда.

 

— Что для вас главное в работе с детьми? И что значит быть учителем?

— Главное в работе с детьми — честность. Учитель для кого-то друг, для кого-то просто источник знаний и информации, а для кого-то «открывашка» новых пространств. Вот не рисовали, не рисовали, а потом вдруг получилось, и открылся новый мир.

Для меня эта профессия — стиль жизнь. Говорят, у учителей невидимая печать на лбу, так что в толпе мы друг друга сразу узнаем. Не знаю, но у меня, видимо, такая судьба.

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Ещё по теме:

Ученый по профессии, педагог по призванию

Ученый по профессии, педагог по призванию

Московский учитель математики о ЕГЭ, реформах системы образования и собственной методике преподавания

15 октября 2015 0 1147
Где родился, там и пригодился

Где родился, там и пригодился

Учитель биологии из педагогической династии математиков — о престиже профессии, пользе гаджетов и образовании будущего

23 октября 2015 0 929
Учительские метаморфозы

Учительские метаморфозы

Педагог начальных классов Елена Чулихина о пользе интерактивного образования

6 ноября 2015 0 1794

Свежие статьи

Звезды футбола, которые красиво завершили свою игровую карьеру

Звезды футбола, которые красиво завершили свою игровую карьеру

Кто из топ футболистов нашел в себе силы красиво завершить карьеру.

1 декабря 2020 0 211
В Preply.com рассказали, как «прокачать» английский

В Preply.com рассказали, как «прокачать» английский

В изучении языка главное — это система, постоянство и упорство. Выстроить систему, которая каждый день будет помогать продвигаться в своих знаниях, помогут эти лайфхаки.

26 ноября 2020 0 242
Они жаждут крови: самые жестокие бойцы ММА

Они жаждут крови: самые жестокие бойцы ММА

Кому из бойцов ММА лучше не попадаться на глаза. Кто считается самым кровожадным бойцом в дисциплине ММА. Кто победит в схватке самых кровожадных бойцов лиги

25 ноября 2020 0 222