интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
3 .. 5
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 65.31
  • 75.37
спецпроект
Альтернатива есть

Смеяться разрешается!

 

Какое качество наиболее важно для клоуна, почему нужно контролировать импровизацию и как всегда оставаться искренним — об этом «Понедельнику» рассказал Тимофей Фролов, клоун и мим с 14-летним стажем.

Текст: Ульяна Эшкинина

 

— Как вы стали клоуном?

— Мой основной вид сценической деятельности — это клоунада, но клоунада театральная, а не цирковая. С ней меня познакомил мой партнер и руководитель клоун-мим театра «МирЛиц», в котором я работаю и на сегодняшний день. С этого знакомства и началась моя карьера клоуна. Профессия странная для многих, но очень веселая и почти космическая. Это в том смысле, что клоунов мало. А хороших — и того меньше. Клоунада — это образ жизни, в какой-то степени религия. Думал ли я, работая в театре, играя роли и исполняя вокальные танцевальные номера, что судьба распорядится так, чтобы я стал клоуном? Да никогда! А теперь не могу жизнь свою без этого представить! Детские мечты и подавно не были связаны с моим нынешним делом.

— Какие великие клоуны вам нравятся? А кино с клоунами смотрите? Что думаете про тех, кто стал символом зла (фильм «Оно», например)?

— Полунин, Енгибаров, Никулин... Список очень большой. Многому у них научился! Фильмы с клоунами смотрю, если история интересная. От случая к случаю. «Оно» я не смотрел и не собираюсь, не люблю подобное. Осуждать не буду, но скажу одно: подобные фильмы дискредитируют мою профессию. Думаю, многие мои коллеги согласятся, что клоун должен нести добро и радость, а подобные фильмы делают из нас отрицательных персонажей, кто-то даже начинает бояться, возникают фобии.

 

 

— Как вы попали в цирк?

— Однажды знакомый, работающий в цирке, пригласил меня и моего партнера выступить. Наше появление было весьма сумбурным, вводы в спектакль очень быстрыми (без репетиций, экстренная адаптация номеров к сюжету и впрыгивание в роль с листа) и веселыми, а дальше, как снежный ком, покатилось-поехало. На данный момент мы с огромным удовольствием выступаем на сцене Цирка Танцующих Фонтанов «Аквамарин». Я работаю практически на каждом шоу. Случаи моего отсутствия на спектаклях бывают редко, но без них не обходится, так как еще есть театр «МирЛиц», который тоже требует внимания. Про выходные я мало чего знаю. У меня такой график, что слово «выходной» кажется незнакомым.

— Каковы нюансы профессии?

— Самое сложное — быть искренним, не врать зрителю, проживать на сцене свою роль, верить во все, а не играть! Меня научили играть, будто в последний раз, при каждом выходе на сцену. Зрителю интересно смотреть на живое и настоящее, а не на придуманное. Нужно тащить на сцену все, что есть внутри и неважно, грустно или весело, хорошо или плохо, бери и тащи все туда, на сцену, делись со зрителем. Клоун должен уметь все и знать, хотя бы по чуть-чуть, обо всем для того, чтобы понимать, что сейчас актуально для зрителя, чем он живет и что его трогает. Важен «месседж», который мы хотим донести, творчество не должно быть пустым и бессмысленным! Шутка ради шутки не имеет никакого смысла, она должна быть уместна и вкусно подана. Клоун — это лекарь человеческой души!

— Как придумываются шутки и истории для публики?

— Иногда они рождаются спонтанно на сцене, главное — правильно оценить: уместно ли это сейчас, подходящая ли публика для этого? В остальном все зависит от задач для аудитории. Один случай — это креатив целенаправленный, другой из серии «шли по улице что-то увидели и начали развивать, главное, не забыть потом». Часто все берется из жизни. Шутка хороша тогда, когда она ему понятна и близка зрителю. Интерактивные истории строятся на психологии, важно все учесть, не оскорбить и не сделать из зрителя шута горохового. Смех над ним должен быть добрым, это очень важно!

 

 

— Как настраиваетесь?

— Стараюсь отключиться от быта, отложить в сторону все текущие проблемы и задачи, освободить голову. Что касается традиций, то у нас заведено «здороваться» с новой сценой. Если вдруг на сцене где-либо вы увидите пару человек, присевших на корточки и поглаживающих сцену, да еще и с закрытыми глазами, то знайте, это — клоуны театра «МирЛиц». Что происходит с нами в этот момент, объяснить словами сложно.

Во время номера я чувствую зрителя и партнера. Клоун и клоунада — это всегда импровизация, но в определенных рамках. Сложность — не пойти на поводу у зрителя, но дать ему то, что он хочет, не сломав задумку номера. Переключаемость — очень важное качество для клоуна. Оно дает возможность вбирать в себя все по-максимуму. Если работаешь в паре, то тут и про партнера нужно не забывать, не создавать ему дискомфорт. Действует правило: я работаю на образ партнера, а он — на мой. Чем выше я его подниму, тем выше он поднимет меня и сделает так, чтобы я смотрелся выгодно. Мой клоун растет вместе со мной, мудреет вместе со мной и постареет он тоже вместе со мной.

— Если что-то пошло не по плану на сцене, то..?

— Надо наслаждаться процессом. Артист в любых ситуациях должен вести сюжетную линию до конца и не выпадать из образа, а в критических ситуациях делать все для того, чтобы вернуться в нужное русло. Подобные ситуации — очень интересный и полезный опыт. Спонтанная импровизация, но в рамках изначально заданных. Такие ситуации возникают в интерактивах со зрителем, и значат, что был сделан неправильный выбор, публику не так оценили. Нужно помнить, что зритель не знает, как должно быть, и не начинать паниковать. Может, так и было задумано?

 

 

— Помогает ли в жизни профессия?

— Да. Общаться с людьми проще. А когда ты говоришь, что ты клоун, то сразу все вопросы отпадают сами собой. У неподготовленного человека такой ответ вызывает улыбку недоумения. Иногда бывают случаи, когда забываешь, что не в образе, и начинаешь дурить. К счастью, реакция всегда позитивная. Для клоуна хорошо уметь слушать людей, потому что люди и их понимание — это благодатная почва для создания персонажей. Чем больше знаешь, тем больше возможностей потом донести со сцены свои мысли.

— Клоунам бывает грустно? И что в этом случае делать?

— Зависит от ситуации и обстоятельств. Был случай, когда лупил боксерскую грушу, «забивал» любовные переживания... Когда фильм посмотришь, когда в работу с головой уйдешь. Работа вообще от много отвлекает. Часто спасают друзья. Но самое главное — это вторая половина, любимая женщина. Иногда достаточно обнять и помолчать. Ей я посвящаю каждое выступление. Когда ее нет рядом и мне грустно, очень помогают стихи, написанные для нее или присланные ей в определенные моменты нашей жизни, которые хранятся отдельно в телефоне и всегда под рукой. Каждому хочется быть нужным и любимым. Когда это ощущаешь — грустить совсем не хочется!

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Свежие статьи

Балетная компания

Балетная компания

Какой бизнес можно создать, если очень любишь танцевать?

17 ноября 2018 0 7
Забронируй домик для кота

Забронируй домик для кота

Как открыть отель для кошек и превратить его во всероссийскую сеть?

16 ноября 2018 0 15
«Мы прочитаем твою улыбку»

«Мы прочитаем твою улыбку»

Эмоции под надзором: глазастый беспилотник и приложения против вранья.

15 ноября 2018 0 26