Трилобиты и метеориты
Paleo Hunters — это палеонтологическое сообщество в соцсетях на 65 тысяч человек, магазин, лаборатория, а еще экспедиции и возможность для каждого прикоснуться к окаменелостям возрастом 400 миллионов лет и старше. Денис Шевяков рассказал «Понедельнику», почему трилобиты стоят дороже, чем зуб трицератопса, зачем в Ленобласти создавать палео-парк и — внезапно! — о приключениях одного метеорита. |
Текст: Анна Чуруксаева |
— Что было раньше, бизнес-идея или увлечение?
— Начиналось все, конечно, как хобби. Михаил Воскресенский, основатель проекта, с детства увлекался палеонтологией (да и кто в детстве не «тащился» по динозаврам?), а уже будучи взрослым познакомился с питерскими трилобитами — узнал о них из интернета. Со временем это знакомство и привело к появлению проекта Paleo Hunters. Если говорить о магазине (онлайн и оффлайн) и соцсетях, то этими направлениями занялся я, когда присоединился к проекту чуть более года назад. Я жуков коллекционирую (а в детстве, разумеется, тоже по динозаврам с ума сходил), а тут мне рассказали про ребят, которые ищут очень похожих на жуков трилобитов — вымерших морских членистоногих возрастом полмиллиарда лет. Это было зимой, я потом спокойно не мог дождаться, пока сойдет снег, и мы поедем. Ну, а дальше все было по моему любимому принципу «Если тебе что-то нравится, надо это монетизировать».
— Кто ваши покупатели? Если кофейный столик из окаменелого дерева — привычная и понятная вещь, то, например, трилобиты выглядят довольно экзотично...
Покупатели совершенно разные. Чаще всего они приходят за подарками партнерам по бизнесу, близким друзьям и даже детям — они, кстати, с ума сходят от зубов мегалодона. Разве можно придумать более уникальный подарок? Крупные образцы часто берут в качестве декора для интерьера — одна очень известная нефтяная компания для руководства приобрела дорогой аммонит. Был случай, когда сын выбрал в подарок отцу зуб динозавра и фрагмент позвоночника ихтиозавра. Сам я в строящейся квартире точно собираюсь все «нафаршировать» окаменелостями (смеется).
— Из чего складывается цена, почему, например, зуб динозавра — трицератопса — стоит всего 4990, а какого-то трилобита CYRTOMETOPUS CLAVIFRONS больше 120 тысяч?
— Цена складывается из сложности препарации, редкости, размера и внешнего вида. Что касается вашего примера, то зуб трицератопса совсем не редкость, не требует какой-то особой препарации, да и выглядит невзрачно. Трилобит же редок, на обработку конкретного этого экземпляра ушли десятки часов сложной и кропотливой работы . А мелкие хрупкие трилобиты с большим количеством шипов могут очищаться от известняка несколько месяцев!
— Расскажите об экспедициях за трилобитами?
— Это не путешествие с палаткой, как вы себе, наверное, представляете. По сложности — примерно, как выбраться на природу. Сел в машину, отъехал на час от центра города и вот, уже можно искать. Летом можно хоть каждый день выбираться. Правда, поиски выглядят скучновато — просто молотком крошится известняк, да и находки обычно невзрачны на этом этапе. Вы бы даже не поняли, что перед вами трилобиты, — нужен наметанный глаз. Так что внешне такая экспедиция — рядовое событие, хотя все это очень романтично — такая древность! У нас есть большой проект по развитию палео-туризма, которым занимается Михаил, но, во-первых, большие трудности вызывают всякие бюрократические процедуры, а во-вторых, проект, конечно, требует инвестиций. Если коротко, то идея в том, чтобы дать возможность каждому желающему отправиться в Ленобласть на поиски трилобитов в специально оборудованный палео-парк (такие штуки есть во многих уголках мира и пользуются большой популярностью), узнать научные основы, на практике разобраться в тонкостях препарации, ну, а самое главное, самостоятельно отыскать существо возрастом почти полмиллиарда лет.
— У вас на сайте рассказывается о сертификатах подлинности... Попадаются подделки? Такой конкурентный рынок?
— Да, китайцы хорошо научились подделывать кейхозавров и заполонили рынок дешевыми подделками. Аналогичная ситуация с марокканскими трилобитами. Что до конкуренции — прямых конкурентов у нас нет. Мы продаем скорее не окаменелости, а эксклюзивные подарки и предметы интерьера, разница достаточно большая. Кроме нас на российском рынке так никто не позиционируется.
— Кроме костей вы имеете дело еще и тем, что вообще не с Земли...
— Да, есть у нас еще просто красивые минералы, а есть и вещи неземного происхождения — украшения из метеоритов бренда SNEBA. Буквально пару месяцев назад я принял решение добавить в ассортимент украшения из метеоритов, уже почти договорился с одними ребятами, но потом совершенно случайно выяснилось, что эти «бизнесмены» — воришки, которые под чистую украли идею у девушки, на которую я совершенно случайно наткнулся и увидел точно такой же ассортимент и упаковку. Убедившись на 100%, что первоисточником является Наталья Скворцова, основательница бренда SNEBA, я с ней связался и это стало началом нашего сотрудничества. Метеориты — особая история. Расскажу вам про один. Более 4 миллиардов лет странствий по бескрайнему космосу завершились для этого небольшого объекта падением на Землю рядом с тем местом, которое впоследствии назовут поселком Сеймчан. Затем прошли тысячи, а, может, и десятки тысяч лет. Метеорит обнаружили во время одной из экспедиций и доставили в Петербург, где он стал подвеской под брендом SNEBA, а после чего попал к нам в магазин. Ну, и что для него могло быть более символично, чем вернуться после столь долго пути в Магаданскую область уроженке того самого поселка Сеймчан?
P. S. Не можем не поделиться этими строчками от Сергея Булычева из Paleo Hunters:
Об быт истрепал признанье в любви,
иль только набрался смелости,
надежней подарка тебе не найти
чем древние окаменелости!
Выцветших чувств ветошь выброси,
шелками сердце обматывай.
Вырви из прошлого, надо — выгрызи
спил аммонита матовый!
Офисный день распланирован лучше чем
геохронологической шкалы массив.
Успей, как акула, воспользоваться случаем,
не попав под астероид-корпоратив.
По городу шапкой снегов накрытому,
как толщей геологических отложений,
промчись под сосульками-белемнитами,
рискуя конечностей растяжением.
Как в выкрики в биржевой суматохе,
перед обрушением скупающих акции —
ныряй в голоса зверозубых, двуногих
метрополитеновой формации!
Консьерж, притаившись за видеокамерами,
в пещере высокой культуры быта
проводит тебя зрачками каменными
ордовикского трилобита.
Подруга обнимет в дверях аккуратненько
с улыбкой ревнивого мавра:
— А ты, дорогой, раздобыл для праздника
зубы тираннозавра?