интернет-журнал о бизнесе, карьере и образовании
3 .. 5
  • Курсы ЦБ РФ
  • $ 65.31
  • 75.37
спецпроект
Vzmakh-30

Welcome на сцену, welcome к микрофону!

 

Лет в 11-12 Степан Пестряков зачитывался сборниками с анекдотами и мечтал писать их сам. Потом его захватил юмор и он стал участником развлекательных проектов ТНТ а сейчас он - продюсер Comedy Saint-Petersburg, эксперт, который знает, как устроен юмор, сколько живет шутка и в чем по-настоящему нуждается творческий человек. (Сам Степан признается, что лично он нуждается в живой энергии, знаете, это когда одновременно и от души смеются 6-10 тысяч человек...).

Текст: Анна Чуруксаева

 

 

— Давайте начнем с современного российского юмора, какой он?

— В Comedy Club — жестковатый, сатиричный, ближе к американскому, ориентирован на людей постарше. В Stand Up — более народный, для ребят 18-30 лет, я это описываю так: «человек выбежал из метро, в рубахе, и вот он уже на сцене». Ключевая особенность стендапа в том, что его нельзя написать для другого, это что-то, что идет изнутри. Меня, кстати, часто спрашивают: «Откуда берутся тексты, у ребят есть крутые авторы?». Нет, это может быть только собственная история. И добавлю — чем дольше в России существует стендап, тем сложнее искать темы и тем шире нужно раскрывать душу, чтобы зритель тебя воспринимал.

— Бывают анекдоты с бородой, а что насчет избитых тем для шуток резидентов Comedy и тем более стендап-комиков?

— Самый важный вопрос в юморе — актуальность. Юмор на века создать очень тяжело. Например, над шестидесятыми и девяностыми годами уже не смеются, по ним ностальгически вздыхают «Ох, были времена!». Доводит человека до громкого смеха то, что на слуху у каждого, то, что происходит в данный момент. Вот над интернет-юмором, мемами хохочут в полный голос: посмотрели — и готово. Поэтому я убежден, что шутка живет три секунды. Она сказана — и уже перестает быть шуткой. Момент, когда ты ее ощущаешь, предельно мал. (А если не понял, то будто ее и вообще не было!). Перепостили, рассказали кому-то — это уже новая шутка, даже если слова повторены, но слышат ее или читают другие люди, в другой атмосфере. К слову, для стендапа чрезвычайно важна атмосфера. Не в любом зале, не в любом окружении люди готовы его воспринимать. Все-так стендап — это барная культура, зрителей может быть 50-80 человек максимум. Если выступление в концертном зале, там, конечно, побольше. Но мы экспериментируем, мы провели в Петербурге StandUp фестиваль, который за три дня посмотрело 80 тысяч человек, — такого не было никогда в России! Причем приятно, что люди пришли слушать, а не кричать, требовать музыки или чего-то еще, все-таки Питер — особенный, здесь интеллигентные горожане, которым интересно послушать, посмеяться. Это было фантастически! Я вспоминаю, как мы делали «Открытый микрофон» в 2013 году, когда на 6 участников было 8 зрителей, и понимаю, какой путь мы уже прошли, сейчас люди понимают и любят стендап, но за рубежом стендап-комики уже давно стадионы собирают!..

— Наверное, если пригласить самых топовых стендап-комиков, из тех, кто на вершине рейтинга... Есть же какие-то рейтинги?

— Стендап-комедия — это жанр, который могут оценить ТОЛЬКО зрители. Никаких конкурсов, премий, рейтингов тут быть не может. И бэкграунд исполнителя не имеет значения. Есть, конечно, истории, когда звезды приходят в стендап, например, как Гарик Мартиросян, который перевернул российский шоу-бизнес, а сейчас дает первые сольные концерты в жанре стендапа. Но есть и многие другие смешные люди, без образования или без профессии, или с 2-3 высшими образованиями, которые так интересно и насыщенно прожили свои 30-40 лет, что теперь им есть, о чем рассказать.

 

 

— Но вы как-то отбираете тех, кого продвигать?

— Я бы не назвал это «отбором», и уж точно мы не проводим никаких кастингов. Отбор — это попытка рассчитывать на свой вкус в чистом виде. А есть такое правило у промоутеров и ребят, связанных с концертной деятельностью: если ты рассчитываешь на свой вкус, скорее всего у тебя не получится успешный проект. Ты должен чувствовать, что хочет рынок, и взаимодействовать с людьми, которые УЖЕ это создают. Ведь это чудо, что сейчас таланты в буквальном смысле создают себя сами, для этого им не нужно абсолютно ничего. Рок-группам требовались оборудование, помещение, группа поддержки... КВН-команды просили средства у губернаторов, чтобы отправиться в Москву на фестиваль... А стендап-комик, если захочет высказаться, просто сделает это в сети и аудиторию свою всегда найдет. Время продюсеров, которые вкладывались в какого-то человека и с нуля создавали артиста, прошло. Теперь главную роль играет менеджер. Моя задача состоит в том, чтобы заметить талантливого человека и обеспечить его: чтобы он понимал — площадки есть, зрители есть, реклама и продвижение есть, пожалуйста, занимайся исключительно творчеством.

— Comedy Club Production — целая фабрика, наверняка, вы выработали тактику обращения с творческими людьми, поделитесь советами? Вы же не Карабас-Барабас?

— Даже не фабрика, а огромный высокотехнологичный локомотив, который занимается видеопроизводством и развитием мегаталантов. И, конечно, творческому человеку нельзя ставить задачи, ему нельзя приказывать. Идеальная картинка, когда он вообще не задумывается ни о чем, кроме творческого процесса, но при этом понимает, что всегда будет сыт он и его близкие, знает, что происходит и к чему он хочет прийти. Цели каждый артист выбирает для себя свои, редко это деньги или слава. Для некоторых известность — вообще негативная «побочка»! Многими движет кураж, драйв. Смогу ли рассмешить 50 человек? А тысячу? А пять тысяч? А пять тысяч в регионе? А пять тысяч в Лондоне?

— А вы заранее можете дать такой ответ? Рассмешит или нет?

— На недавнем StandUp фестивале мы за три дня провели 200 концертов, 15 — кассовых, и вот там четко было видно, у кого полный зал, у кого — нет, как реагируют зрители на выступление на открытой сцене, в маленьком зале или в пространстве, не подготовленном для стендапа. А насчет оценки заранее — я же по именам помню ребят, которые шесть лет назад впервые выступали на сцене, отслеживаю, в каких телепроектах они участвовали, сколько концертов дали, какие залы собирают. Мы с ними в тесном контакте. Кстати, у стендап-комиков очень сильное комьюнити. Сильнее, пожалуй, только у иллюзионистов. Я это точно знаю, потому что мы пятый год подряд делаем фестиваль иллюзионистов. В этот раз, в январе, в Россию приехало 500 фокусников из разных городов мира, от Лос-Анджелеса до Гонконга. Что удивительно: на фестивале побеждали 16-17-летние ребята, которые оказывается, уже 10 лет занимаются фокусами! И в стендапе такая же история. Выступающим по 16-17 лет, а у них такое чувство и понимание, как сделать смешно, что welcome на сцену, welcome к микрофону!

— На сцену хотят попасть многие, но некоторые зрители мечтают, чтобы артист пошутил над ними, иногда — высмеял довольно жестко, даже садятся для этого поближе. Как вы думаете, почему возникает такое желание?

— Стендап-комику выход на сцену заменяет поход к психологу. Кому еще он может рассказать то, о чем переживает? Внутри семьи? Не всегда возможно: близкие обидятся и перестанут с ним разговаривать. Каким-то незнакомцам? Им все равно, какие там у кого отношения. А вот публика реагирует, если рассказывать смешно. В первый же ряд садятся те, кто воспринимает это как возможность попробовать себя в качестве шутника: «Вот, мне что-то скажет комик, а я ему как смешно отвечу!..» Есть такой жанр в Америке — Roast («прожарка»), в России хорошо адаптирован. На юморе через демонстрацию изъянов человека строятся репризы, иногда очень жесткие. Но если человек обладает самоиронией, то относится к этому даже позитивно, потому что зачем бояться того, что ты и так о себе знаешь?

 

 

— Давайте поговорим о вас. Вы все еще смеетесь над шутками или они уже «просто работа»?

— Восприятие, конечно, искажается. Я чисто технически понимаю, что смешно. Но то, что, действительно смешно на данный момент для меня, с учетом 13 лет работы в юморе, это, я боюсь, не смешно обычным людям. Юмор — достижение парадокса, когда вдруг не состыковались нескольких вещей, так вот, у меня уже другие парадоксы... Но отмечу, что когда человек ищет свой стиль и формат, он сначала становится смешным для людей из индустрии, а потом уже для масс.

— Я знаю, что юмор вы именно изучали, расскажите об этом?

— В девяностые я анализировал анекдоты, пытался понять, что в каждом смешного, почему это работает. Мне это казалось чудом: представьте, вы что-то написали — и заставили людей смеяться! Сейчас сборники анекдотов мне заменили телеграм-каналы. Их много, есть просто смешные, есть сатирические — каждый может выбрать для себя. Еще, до начала сотрудничества с Comedy Club Production в 2006 году, я играл с очень хорошими ребятами в команде КВН. Тогда я постоянно пересматривал записи выступлений. Доходило до того, что я знал, в каком году кто стал чемпионом, под какие музыкальные подложки произносились те или иные шутки... Еще я слежу за мультсериалами Великобритании и США, такими, как «Симпсоны», «Американский папаша», South Park, «Рик и Морти», «Гриффины». В этом формате нет вообще никаких ограничений. Это невероятная работа: авторская команда годами делает потрясающую комедию. Причем от короткого формата они постепенно переходят к длинному. Ведь написать одну короткую шутку — очень просто. Это может кто угодно сделать. У меня есть несколько друзей, которые присылают мне смешные аудиосообщения, песни, пишут: «Вот, смотри, шутку придумал, отдай Харламову?». А попробуйте написать этюд на 7-10 минут или материал для сольного концерта на целый час или полтора, когда в поддержку нет ни музыки, ни декораций! В мультсериалах авторы этот путь прошли. Они делают историю на несколько серий, со внутренней драматургией на весь сезон! Так что, не смейтесь, по тем же «Симпсонам» можно отследить историю мирового юмора! И... да, пожалуй, придумать, как написать в ней свою страницу!

 

Comedy Club, каждую пятницу в 21:00 на ТНТ

Stand Up, каждое воскресенье в 22:00 на ТНТ

Следить за комментариями этой записи   
Войдите с помощью или , чтобы оставить комментарий

Свежие статьи

Читтеры не пройдут!

Читтеры не пройдут!

Как отобрать шпаргалки у онлайн-учеников.

13 сентября 2019 0 35
Фитнес в два клика

Фитнес в два клика

Зачем фитнес-клубам 1С?

12 сентября 2019 0 39
Четыре вопроса про MBA

Четыре вопроса про MBA

Как выбрать программу и в какой момент на нее поступать?

11 сентября 2019 0 42